Непьющее село?
В Дубровке Шарлыкского района Оренбургской области не купишь в магазине спиртное и сигареты – их просто нет. На фоне привычной российской глубинки она выглядит «белой вороной». Кто живёт в этом необычном селе, и почему не пьют?
Вместо водки – лыжи и коньки
Небольшая деревушка с населением 370 человек уютно расположилась в лощине между холмов. Из какого бы ты дома ни вышел – всюду открываются взору белоснежные просторы. Это в городе снег растаял, а здесь зима ещё не сдаётся. Можно прямо с крыльца прыгнуть на лыжи. Вот, кстати, от школы отделилось несколько фигурок, активно орудующих лыжными палками. У школьников урок физкультуры.
– Все на лыжах! И дети, и старики! – показывает на другие едва различимые точки на далёком холме глава Дубровского сельсовета Григорий Цыбулько. Сам он высокого роста с подтянутой фигурой и строгими чертами лица. Когда с ним повстречались, первая мысль – сельчанам есть на кого равняться. Через пару лет ему по возрасту уходить на пенсию, но он бодр и полон сил. И болеет душой за Дубровку.
Григорий Николаевич с гордостью показывает кубки своих спортсменов – первые места в районных, областных и межрегиональных соревнованиях по шахматам, мини-футболу, хоккею, настольному теннису.
– Вот – «Победителю летних спортивных игр «Золотой колос Шарлыка»! – останавливает внимание на самом любимом. – Шарлык от нас плачет, потому что все районные соревнования выигрываем – им шансов не оставляем. Просто у нас вся молодёжь спортом занимается.
На всех один тренер-самоучка
– А зимой по вечерам мы фигурным катанием занимаемся, – с гордостью прощебетала 11-летняя Вера Никонова. – Смотрим в Интернете видео, как катаются фигуристы, и пытаемся повторять. Правда, больше получается падать, чем выполнить упражнение. Нас же никто этому не учит.
– Спорт в селе, на самом деле, развивать непросто, – подытожил Григорий Николаевич. – В городе ребёнок отучился в школе, пришёл домой, покушал и отправился на тренировку. А в селе всё по-другому. Здесь ещё как-то надо выживать – помогать родителям по хозяйству. И тренеров-то у нас нет. Только вот Иван Макеев по шахматам – наш талантливый самоучка.
– Да, мы выигрываем в областных и всероссийских соревнованиях, но это тоже непросто даётся, – говорит Иван. – В городе, например, такая система работает: вырос игрок до определённого уровня, его передают другому тренеру и так далее. У нас я один тренирую ребят на всех уровнях. Иногда мне отец с братом помогают – они кандидаты в мастера спорта, у меня первый разряд.
Самая большая гордость для жителей Дубровки – хоккейная коробка и школьный спортзал.
– Коробка для села – вообще редкость, – отметил Цыбулько. – Мы в 2003 году соорудили её. Тогда такая роскошь была только в райцентрах и то не во всех.
Чтобы пристроить к зданию школы спортзал, Григорий Николаевич много раз ездил в районную администрацию – добивался средств.
– Как появился спортзал, мы две команды создали по мини-футболу. Регулярно ездят на районные соревнования, – говорит Константин Никонов, директор школы. – Играем в настольный теннис и бадминтон. У нас же не только ученики тут занимаются, но и все жители.
Не хуже, чем в Сочи!
Разогнавшись с вершины холма, 16-летний сноубордист Никита Манаев лихо оторвался от метрового трамплина из снега и, подвиснув на секунды в воздухе, успешно приземлился на склон. Тут же подкатил к небольшому подъёмнику, прицепился к тросу крюком и устремился обратно вверх. Следом за ним тот же манёвр проделал его младший брат Костя.
Семь лет назад здесь появился небольшой подъёмник. Затраты на его установку и дальнейшее содержание взял на себя предприниматель Андрей Люлькин, который здесь же и живёт.
Зимой это самое любимое место у дубровских жителей – особенно у школьников и детей. Едва закончатся занятия в школе, бегут на гору – кто со сноубордом под мышкой, кто с лыжами, а кто с санками. Горнолыжка рядом с жилыми домами. В одном из них живёт отец Андрея Пётр Люлькин, который приглядывает, чтобы ребятишки не травмировались. Маленькие дети одни на горнолыжку не допускаются. О том, чтобы брать с катающихся плату, даже речи не идёт.
Никакого табу
Жители Дубровки – одна большая семья. Когда шахматисты возвращались с победой со всероссийских соревнований, их вышли встречать почти 70 человек – ночью, в дождь.
Так же дружно, всем селом строили школу и аптечный пункт, вложив и материальные ресурсы, и физические усилия.
– Было время, из деревни много людей стало уезжать, – рассказывает глава сельсовета. – Но когда мы построили школу, провели газ, сделали дорогу – в общем, создали условия для жизни, они стали возвращаться.
Непьющая российская глубинка… К сожалению, для нас это феномен. Сам собой у окружающих напрашивается вопрос: «Почему они не пьют? Что-то тут не так!» Ходят слухи, что в Дубровке проживает закрытая общность кулугуров – старообрядцев, у которых в обычаях отказ от спиртного и курения. И что якобы чужих сюда жить не пускают. Григорий Цыбулько отмахнулся от этих слов, как от надоевшей мухи:
– Ерунда это всё! Я сам белорус, приехал сюда жить в 90-е годы к своей супруге – и никто этому не препятствовал. А для оздоровления населения стараемся делать всё возможное. Вы только посмотрите на здоровых и физически развитых дубровцев.
Кстати, в селе нет строгого табу на алкоголь. Есть несколько людей, которые иногда выпивают. Просто жители Дубровки выбрали для себя здоровый образ жизни, чем вызывают восхищение и одновременно удивление окружающих. А нам с вами, я думаю, стоит последовать их примеру.
Небольшой холм на въезде в Дубровку венчает часовня, которую скоро достроят