В Орске планируют реконструировать улицу Станиславского

«Дело было вечером. Спорить было нечего». Эту фразу, как из детского стихотворения Сергея Михалкова, никак нельзя применить к прошедшим публичным слушаниям, которые состоялись на прошлой неделе в кабинете главного архитектора Орска Асылсеита Саурамбекова. Заседали действительно вечером. Только вот споров после представления проекта по расширению проезжей части улицы Станиславского было много.

Рабочую версию проекта представила директор «Гео-Экспи» Ирина Литвиненко. Она отметила, что расширять планируется участок от улицы Ленинского Комсомола до Краматорской. С просьбой реконструировать данный отрезок дороги неоднократно обращались и представители «Восточных электросетей», и руководство горбольницы №4.

–Проект разработан по аналогии с участком, который был расширен два года назад в районе рынка «Авангард», – рассказывает Литвиненко. – Нам необходимо не просто расширить проезжую часть, но еще обустроить парковки, остановку общественного транспорта. Планируется четыре полосы с двусторонним движением и одна ветка освещения на разграничительной линии. Пешеходный переход будет оборудован напротив поликлиники ЮУМЗ.

– По нормативам у вас проект не доработан, – отметили сотрудники ГИБДД. – Между пешеходными переходами не должно быть расстояния триста метров. Один переход на остановке «Площадь Победы», второй – на рынке «Авангард», оба с регулируемым светофором. Третий – в районе пересечения улиц Станиславского и Ленинского Комсомола. Четвертый вы предлагаете оборудовать слишком далеко! Расстояние от перехода до перехода должно быть сто пятьдесят метров. Просим еще раз проработать данный вопрос, а также обратить внимание на незначительное количество автопарковок. На восточной стороне их будет шесть, как мы видим на проекте: у поликлиники и больницы №4, «Электросетей», возле здания УК «Ленинская», бани, магазина. С другой же стороны предусмотрено всего четыре парковки. Надо продумать…

А вот общественников и представителей отдела экологии больше волновала вырубка зеленых насаждений, без которой при расширении улицы не обойтись.

– Деревья уберутся лишь с одной стороны – восточной, – держал слово главный архитектор города Асылсеит Саурамбеков. – Тем более, проектом предусмотрено 5,5 метра нового озеленения. Деревья или кустарники там высадят, еще не решили. Проект рабочий. Все пожелания и предложения по нему, в том числе от населения, будем принимать до 10 января. Некоторые из них мы уже сегодня услышали.

Особое мнение

Нынешние архитекторы, предлагая новые проекты по расширению существующих улиц, ссылаются на проект немецкой школы архитекторов «Баухауз». Генеральный план города якобы предусматривал последующую вырубку зеленых насаждений вдоль городских магистралей. То есть деревья и кустарники сажали с тем расчетом, что когда-нибудь при увеличении количества автотранспорта на городских улицах зелень придется вырубать, а дороги – расширять.

– Ссылаться на план 1935 года некорректно, – комментирует заведующая экспозиционным отделом Орского краеведческого музея Елена Нижник. – Уже в 1937 году он был заморожен. А в 1946 году был разработан новый генплан, который автоматически аннулировал предыдущий. Если же возвращаться к плану 1935-го, то в проекте Постановления Совнаркома РСФСР 1936 года по генплану Орска было записано: «Учитывая климатические особенности района, предусмотреть при решении отдельных кварталов максимальное озеленение всей площади, свободной от застройки». И это при том, что самим генпланом 1935 года предусматривалось создание широкой полосы зеленых насаждений, отделяющих жилую застройку от промзоны, а также наличие парков в жилой части города. При общей площади Нового города 1 040 гектаров предполагалось заселить 712 гектаров, зеленые насаждения должны были занимать 280 гектаров, улицы и площади – 118.

К слову, в экспозиции Орского краеведческого музея хранится уникальный снимок, где можно увидеть одну широкую улицу, на которой по обеим сторонам размещены центральные учреждения в окружении одного большого сквера. По тогдашнему генплану на этой улице должны были быть пешеходные дорожки вдоль сквера, автодороги и даже велодорожки. Тогда еще не планировалось появление в Орске трамваев. Может быть, за счет ликвидации одного ряда деревьев и предусматривалось расширение улицы в случае необходимости? И если следовать первым генпланам, то наш город должен был быть совсем другим, нежели сейчас. Да и проект школы «Баухауз» воплотился в жизнь лишь частично. А расширение предполагалось только на тех улицах, которые считались центральными. Но была ли таковой улица Станиславского? Первоначальное название улицы Станиславского – проспект Карла Маркса (решение Горисполкома от 4 июня1948 года). Вскоре из проспекта он превратился в улицу, хотя решения об изменении статуса магистрали не обнаружено. Лишь в ноябре 1951 года улица К. Маркса переименована в улицу Станиславского (в честь советского режиссера, актера К.С. Станиславского).