Оренбургский солдат стал невольным участником конфликта российской и украинской прессы
Накануне информационное пространство России и Украины всколыхнула публикация, сделанная в социальной сети самарским и оренбургским солдатами-срочниками. Запись с фото артиллерийских установок и подписью «Всю ночь долбили по Украине» провисела на его странице самарца Вадима Григорьева почти сутки. За это время многие украинские СМИ воспользовались записью Григорьева как доказательством прямого участия России в конфликте на Донбассе.
Невольным соучастником этого инцидента стал и оренбургский срочник Иван Жеребцов, опубликовавший карту передислокации их военной части из Ингушетии на границу с Украиной в Ростовской области.
Вадим Григорьев и Иван Жеребцов, как сообщают СМИ [официального подтверждения этой информации нет] служат в 291 артиллерийской бригаде 58 армии Северо-Кавказского военного округа (Республика Ингушетия, станица Троицкая в/ч 64670). Судя по их публикациям в соцсетях, 14 июля бригада действительно получила приказ на марш и выдвинулась в Матвеево-Курганский район Ростовской области.
Позже Вадим Григорьев заявил о том, что к публикациям в соцсетях отношения не имеет.
— Слышу вообще первый раз. Не могу знать… «ВКонтакте» я был, может, уже месяц назад. Заходил очень давно. Сейчас, на данный момент, ничего не знаю, — сказал Григорьев в эфире телеканала «Россия 24» в четверг, 24 августа.
— Возможно, взломали. Я слышал, что бывает, что взламывают «Контакты». Часто говорят. Возможно, взломали… Позвонил родителям, сестре — сказал, чтобы заблокировали страницу. Ну и всё удалили.
Григорьев отмечает, что не выкладывал фотографии, потому что у него телефон «простой, который не ловит». При этом Григорьев не исключил, что это его снимки, но в любом случае «они были сделаны очень давно — может, месяц-два назад. Может, больше».
Согласно данным со страницы Григорьева, записи на его аккаунте делались с мобильного устройства Apple, часть этих записей сделана в середине июля. При этом по своей сути заявление Григорьева подтверждается некоторыми доказательствами. Во-первых, его страница действительно была достаточно быстро удалена. Во-вторых, по оставшимся в специализированных сервисах копиям страницы видно, что её действительно взламывали: все группы Григорьева посвящены игре «Warface», по большей части это коммерческие сообщества. В-третьих, на одной из копий страницы слово «Украина» есть, а на другой [сделанной минутой позже] её нет.
При этом фотографии могут действительно быть сделаны Григорьевым: ранее он неоднократно размещал фотографии из нового места дислокации – на границе с Украиной. Но «селфи» на фоне техники нет ни у Григорьева, ни у Жеребцова [за исключением одной сопровождающей частично зачехленной установки, наличие которой при передислокации артиллерии выглядит вполне логичным]: таким образом, однозначно сказать, является ли сфотографированная артиллерия техникой, принадлежащей части, в которой служат оренбургский и самарский призывники, нельзя. Вопросы вызывает и время размещения публикаций — на фото день, а в строке для даты и времени обозначена глубокая ночь. Не совсем понятно и то, почему в записях столько орфографических ошибок и опечаток, а одна из записей, по версиям ряда блогеров, и вовсе сделана «на мове».
Причастность оренбуржца Ивана Жеребцова к этой истории ограничивается лишь тем, что он, помимо фотографий, сделанных по ходу передислокации военного подразделения, опубликовал подробную карту маршрута перемещения. Скорее всего, он действительно является сослуживцем Григорьева: самарец «есть в друзьях» у оренбургского солдата, а на одном из фото они стоят рядом.
При этом факты выстрелов в сторону Украины с российской границы зафиксированы не только украинскими, но и российскими СМИ. Речь идет о предупредительных выстрелах, которые делают погранвойска в случае обстрелов российской территории украинской армией.
Помимо того, солдаты-срочники, дислоцированные на границе, вполне могут отрабатывать действия в случае огня с украинской территории. Таким образом, самарский призывник мог писать об обстреле украинской территории иносказательно, имея в виду учебный процесс. Помимо того, места, указанные срочниками и геотеги их записей не всегда говорят о непосредственном нахождении на границе — иногда речь идет о 70-100 километрах.
Многие блогеры говорят о том, что верить записям со страницы Григорьева нельзя — в случае, если его аккаунт был взломан, разместить фото артиллерии в нужное время и сделать соответствующие подписи было очень легко. Самая распространенная в российских соцсетях версия говорит о том, что хакеры взломали аккаунт срочника, который делал фото с места дислокации, и воспользовались его снимками.