В степь – навстречу судьбе

В 1954-1960 годах в Советском Союзе развернулась широкая кампания по освоению целинных и залежных земель. К 60-летию Целины мы рассказываем о тех людях, которые приехали в те годы в Оренбургскую область. Один из них – Юрий Фёдорович Белокозов, который встретил на Целине свою судьбу.

Ранее утро в степи. Пока прохладно, но безоблачное небо обещает полуденную жару. Солнце только поднимается над бескрайними степными просторами в огненном зареве, а молодые трактористы с тяжёлыми и неповоротливыми сеялками уже приступили к работе. В благодатную почву они закладывают зерно, которое совсем скоро даст огромной стране знатный урожай.

Такими были шестидесятые годы прошлого века. Юрий Белокозов, ветеран труда, житель посёлка Юный Оренбургского района, также, как и сотни его ровесников, поехал на целину не за романтикой или славой.

— Когда я сегодня слышу об освоении целинных земель, невольно вспоминаю золотое время своей молодости, — говорит Юрий Фёдорович. — Молодые идеалисты, мы отправлялись открывать новые горизонты, поднимать страну, не думая о том, что это тяжело.

После училища механизаторов 18–летний голубоглазый парень Юрий Белокозов вместе с товарищами поехал по направлению в Адамовский район для освоения степных земель.

— По распределению мы с другом Иваном попали в одну из самых отдалённых бригад Адамовскго совхоза, почти рядом с Казахстаном, — рассказывает первоцелинник. — Цвёл май, посевная была в самом разгаре. Приступили мы к работе в день приезда. Конечно, поначалу тяжело приходилось. Первое время жили в вагончиках, потом построили землянки, самым популярным строительным материалом у нас был камыш.

Работать механизаторам приходилось с раннего утра до поздней ночи. Вчерашние мальчишки вручную нагружали мешки зерном, носили их на плечах, засыпали в сеялки, и так день за днём. Пыль и зной, а также оторванность от большого мира не мешали молодым комсомольцам делать дело, в которое они искреннее верили.

В быту целинникам тоже приходилось несладко. Воду возили из совхоза за 60 километров, из провианта в достатке были только сушёный картофель, манная крупа и селёдка. Спасали людей торговые автолавки из Казахстана, которые привозили продукты и сопутствующие товары.

— В том же 1956 году мы хорошо провели уборку, — вспоминает Юрий Фёдорович. — Зерна было столько, что его не успевали возить в совхоз, ток был прямо на отделении. Зерно буртовали, накрывали соломой.

С окончанием уборки урожая на отделении работы меньше не становилось. В зиму по 30 — 40 машин за ночь приходилось загружать первоцелинникам. Мороз и влага буквально прессовали солому, чтобы добраться до зерна, тракторами разбивали наледь. А когда снег ложился, трактористы вели работы по снегозадержанию: делали по краю поля валы, чтобы степные ветра не оголили землю. Так и зимовали.

Быт целинников постепенно налаживался, вырыли колодцы для питьевой воды, на реке Буруктал устроили плотину, развели скот. Молодёжь со всего Советского Союза съезжалась на оренбургскую землю. В борьбе за освоение целинных земель закалялись характеры юношей и девушек.

Летом 1957 года приехали в десятую бригаду смешливые девчонки из Татарстана, одна из них и стала единственной любовью Юрия Белокозова.

— А ведь я сразу обратила внимание на статного механизатора и виртуозного баяниста, — вступает в разговор его супруга, Мадина Мустакимовна. — Заметила – парень аккуратный, деловитый, уж больно чисто в его тракторе всегда было.

На целину девушка приехала за компанию с подругой, устроилась на работу учётчицей. Думала ли она, что в степных просторах Оренбуржья повстречает свою судьбу? По прошествии стольких лет отчётливо помнит Мадина Мустакимовна, какое впечатление произвела на неё степь, когда она её увидела впервые.

— Смотрела на просторы до горизонта и думала, где же её конец, где край? — вспоминает женщина. — А когда весной всё вокруг распускалось, и вся степь была усыпана тюльпанами, я не могла наглядеться на эту красоту, даже жалко было, что вспашут.

Расширялась, строилась десятая бригада. К 1959 году в ней насчитывалось уже 89 семей, которые дружно жили между собой. Спустя два года наши герои поженились, построили себе дом, у них родились дети.

За трудовые подвиги в 1964 году Юрий Фёдорович был награждён нагрудным знаком отличия «За успехи в народном хозяйстве СССР».

Сегодня супруги живут размеренной жизнью пенсионеров. Вместе ухаживают за небольшим огородом, с детьми и внуками каждый год выезжают на рыбалку. Когда на Юрия Фёдоровича находит грусть, он достаёт свой старый баян, наигрывает на нём песни молодости и поёт, Мадина Мустакимовна, как и прежде, с удовольствием ему подпевает.