Советую почитать: Алла Фомина
Портал RIA56 совместно с региональным министерством культуры запустил проект «Советую почитать». Известные люди Оренбургской области рассказывают о книгах, которые повлияли на их мировоззрение и весь жизненный путь. О своих предпочтениях в литературе рассказывает журналист, заслуженный работник культуры РФ Алла Фомина.
Читать начала рано – с трех лет. В моей домашней библиотеке хранится «нарядная», с выразительными иллюстрациями книжка Сергея Михалкова — однажды он подарил мне ее со своим автографом как самой юной читательнице городской библиотеки. Стихами С. Михалкова, С.Маршака, по-моему, можно и сегодня разговаривать с детьми, потому что написаны они в диалоге с ними.
Но для меня первая встреча с Книгой началась с русских сказок. Я рыдала над «Заячьей избушкой» и, кажется, уже в сотый раз просила бабушку перечитывать мне эту сказку. На протяжении всей жизни я возвращаюсь к сказкам по разным поводам и всегда поражаюсь, как просто и точно сказано в них о самых глубоких вещах. И как емко выражает народная мудрость суть многих философских, психологических и этических теорий. Только я против облегченного, современного, иначе говоря, адаптированного пересказа сказок, часто издаваемых сегодня в однотипном глянцевом варианте. Для меня важно в книге еще и «присутствие хорошего художника». Особенно в детской книге.
В школьные годы любила Михаила Лермонтова — вслух, просто для себя, читала его «Тучки небесные». Пушкина открыла гораздо позже. Тому, что «Пушкин – великий поэт», в подростковом возрасте больше верила просто на слово школьной учительнице. Ну а потом однажды прочитала у Дмитрия Мережковского: «Пушкин был для меня взрослый; Лермонтов такой же ребенок, как и я. В 12 лет я переписывал «Мцыри», и мне казалось, что эти стихи я сам сочинил». Прочитала эти строки и… согласилась с ними вполне.
Довольно поздно, и совсем не в школе, открыла для себя Маяковского. И сегодня предлагаю студентам прочитать вслух его «Если звезды зажигают» или «Разговор с лошадью», чтобы показать, что такое «диалог с аудиторией» в эфире.
Знаковой книгой в юности стала «Педагогическая поэма» А.С Макаренко. С той поры стал меня занимать вопрос о пути человека к самому себе. На этом интересе и был основан мой авторский радиопроект «Однажды». Долгое время настольной книгой были «Опыты» Монтеня. В них — именно об этом. Кстати, Шекспир многое заимствовал оттуда, Пушкин перечитывал «Опыты» Монтеня у себя в Михайловском. В музее-усадьбе Л.Н Толстого лежит на письменном столе томик Монтеня. Эта книга входила в его «Круг чтения» — именно так называется двухтомник Толстого, где собраны размышления разных писателей и его собственные «о жизни, истине и поведении». Это толстовский вариант «Дневника». Именно к «Дневникам» сегодня у меня появился интерес, а еще — к «Записным книжкам», в которых отражено время и показаны люди «в предлагаемых обстоятельствах». Так открыла для себя Пришвина, которого раньше представляла просто этаким «старичком-лесовичком», изучающим природу. Прочитала его «Дневники» — подкупило его умение чувствовать «мгновения повседневной жизни». Первые строки написаны в начале века двадцатого, в 1905, а последняя запись сделана накануне оттепели, в 1954, уже в новую эпоху. Перечитываю «Уединенное» В. Розанова. Это книги для раздумий. А для отдыха…… Виктория Токарева, например. С удовольствием достаю с полки томик С.Довлатова. А еще — «Лекции по русской литературе» Владимира Набокова, которые он читал американским студентам. Размышляю вместе с писателем о типичных чеховских героях – «неудачливых защитниках общечеловеческой правды» и соглашаюсь, что «благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип».