Максим Шевченко: Современный журналист – это универсальный солдат

«Традиционные средства массовой информации VS народная журналистика – за кем будущее?». Так была обозначена тема встречи известного российского журналиста, телеведущего и общественного деятеля Максима Шевченко с оренбургскими журналистами. Максим Леонардович поделился своей точкой зрения на развитие медиапространства в стране и в мире, рассказал о специфике работы в Интернет-пространстве, о роли журналиста.

– Новые медиа как и всякое медиа связаны с новыми типами коммуникации, с отношениями между людьми, ведь медиа – это посредник. Развитие электронных устройств приводит к появлению новых оперативных форматов. С технологической точки зрения, традиционными медиа следует называть не только те, кто упорно держится только за бумагу и отрицают всё остальное. Так можно и наскальную живопись считать традиционным медиа, а всё, что было после нее – каким-то авангардом. Конечно, это не так. Традиционные медиа мы будем рассматривать с точки зрения языка, с точки зрения фиксации дискурса и ответственности за дискурс.

– Разница не в том, что есть бумага и есть электронный носитель, а в том, что есть медиа, которые отвечают по закону – это журналисты, работающие в зарегистрированных СМИ, и есть огромное медиапространство, которое гораздо больше тех редакций, где есть тематические отделы и зарплаты. Есть сетевые сообщества, объемом два или даже четыре миллиона человек, которые создаются «на коленке» и подразумевают азарт, дерзость, фантазию, иногда наглость и даже нарушение законодательства. Здесь необходимо менять свою точку зрения, взгляд на это пространство, можно сказать, радикально. Это совершенно новый тип человеческой коммуникации, формирующий новый тип социально-информационного пространства, в котором если не участвовать, то ты вообще выпадаешь из жизни.

– Самый простой вопрос: бумажные газеты – отомрут ли они? Я в руках их уже давно не держу, кроме как в самолете. В PDF-версии они все есть у меня на планшете. На этом носителе я могу просматривать все типы информации, которые только существуют в мире. Бумага, как шкура мамонта и камни постепенно становится объектом скорее действия искусства, нежели реальным носителем информации. Прогресс приходит в самые отдаленные места, куда раньше было трудно даже доставить воду, а теперь все есть. Это [показывает планшетный компьютер] и есть настоящий носитель, который будет развиваться, это бумага нового типа. Это дешевле по затратам.

– В электронном пространстве конкурентов не бывает. Чем больше будет медиа, работающих в электронном пространстве в одном и том же месте, тем выше будет статус темы у потребителя, тем больше будет интерес к вашим темам.

– В современной Интернет-журналистике журналист должен быть универсалом. Текст, фото и видео – всё должен уметь делать один человек. Современный журналист – это универсальный солдат.