Ностальгия по настоящему. Анатолий Белый и Алена Бабенко провели в Оренбурге поэтический вечер
«Но я чувствую жесточайшую не по прошлому ностальгию — ностальгию по настоящему…» — так же хочется вернуться в 29 августа, чтобы ещё раз почувствовать «Пульс века» от Алёны Бабенко и Анатолия Белого. Актёры доказали, что поэтический – а кто, как не творческие люди, остро чувствуют время? – вечер может собрать полный зал и вызвать нескончаемые овации.
Хотя поэзия менее популярна, чем кино, театры или кинематограф, зал драматического театра имени М. Горького был полон. На сцене – минимум декораций: два стула, экран и гитара. Так что прятаться за обстановкой артисты не могли – это им и не пригодилось. Так мастерски, без надрывов и пафоса, по-новому они донесли знакомые строки.
— Мне позвонили с фестиваля искусств «АРТ-ОКНО» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и предложили прочесть стихотворения на «Востоке-Западе», — объяснил возникновение «Пульса времени» Андрей Белый. – Отказаться было невозможно, мы с Алёной согласились. Тем более, у меня были наработки. Вместе составили программу и подбирали темы.
Поэтический вечер получился гармоничным и складывался в единую историю. Стихотворения перекликались, продолжали друг друга. Например, закончилось произведение Константина Бальмонта строками «Я буду петь о Солнце / В предсмертный час!» и началось цветаевское «Солнце – одно, а шагает по всем городам…»
Для каждого автора, стихотворения – а звучали Борис Пастернак, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Арсений Тарковский, Константин Бальмонт и другие – актёры нашли неповторимые, незнакомые интонации. Кажется, что нельзя «Попытку ревности» Цветаевой исполнить иначе, чем обиженно, зло и горестно, но Алёна Бабенко сделала это недоумённо. Действительно, «как живётся Вам с другою»?
— Я ненавижу читать стихи со сцены, — призналась Бабенко. – Но я согласилась поучаствовать и не пожалела. Как это, Анатолий может, а я нет? Попробовала себя в новом истории, пересилила себя. Это опасное путешествие. Ведь когда артист работает с прозой, забыть слова не так страшно: партнёр подхватит, можно по мысли перейти в другое предложение. А стихотворение нужно держать в голове.
Алёна Бабенко и Анатолий Белый не читали, а жили строками, ни на миг не переставали играть, даже когда в центре внимания был другой. В жестах, мимике, позах и взглядах – жизнь. Боль. Страсть. Не было ни одного монолога, всё – диалог. Диалог актёров друг с другом, со зрителями, со временем.
Поэтический вечер состоял из 4 блоков. За серебряным веком следовали шестидесятники, за ними – Бродский и Высоцкий. Словно бы тайно, ночью, с фонариками актёры наперебой исполнили «Рождественский романс» и «Л.Ф. Лифшицу», а после трансформировались в героев «Двух писем».
Завершила вечер современная поэзия Влада Маленко и Веры Полозковой – друзей Белого и Бабенко – и песня Высоцкого «Кони привередливые» от Алёны Бабенко. Актриса призналась, что это был риск, ведь многие не знают о существовании женского исполнения, но опасность оправдана. Это было её мечтой.
Артистка призналась, что никогда не была в нашем городе, и благодарит оренбуржцев за то, что они стали первым зрителям «Пульса века». «Мы вас никогда не забудем», — заключила она.
— Чтобы вы знали, Алёна, Анатолий получил постоянную прописку в нашем городе. Этой весной он получил премию в сфере культуры и искусства «Оренбургская лира». Это так, к слову, — с улыбкой напомнила министр культуры и внешних связей области Евгения Шевченко. – К хорошему привыкаешь быстро. И вот мы почти привыкли к потрясающим культурным проектам, которые дарят наши друзья благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт». Спасибо вам за уникальную возможность до боли знакомые строки услышать в новом содержании, с новыми смыслами!
После концерта зрители с воодушевлением обсуждали вечер, хвалили актёров и спешили сфотографироваться с ними. «Меня мама попросила!» было нелегко отойти от диалога – актёров друг с другом, со зрителями и со временем. И охватывала такая «ностальгия по настоящему», что без следующего поэтического вечера никак нельзя. А он, возможно, даже посвященный современным авторам, обязательно будет. Анатолий Белый пообещал.