Крест игуменьи Серафимы
В Оренбургскую область в родной город Бугуруслан восемьдесят лет спустя возвращаются сестры Покровского женского монастыря. Точнее — их имена, забытые и поруганные.
БУГУРУСЛАН — ГОРОД БОЖИЙ
В истории провинциального городка немало судьбоносных событий, в которых предки жизнью, трудами и смертью спасали Родину от нашествий антихристов. Как известно, в 2014 году Бугуруслану присвоено высокое звание — "Город трудовой славы". Но есть ещё одно, духовное, звание: "Бугуруслан — город Божий".
В начале ХХ века сказочный град на полугорье украшали золотые купола центрального Спасо-Вознесенского собора, церквей — Никольской, Михайло-Архангельской, Успенской, духовного училища, женской гимназии, при тюремном остроге; единоверческие — Введенская и Михайловская, Александро-Невская, две старообрядческие, часовня на Соборной площади в память императора Александра II. Добавим: три благолепных храма Покровского женского монастыря, со свечой-колокольней в поднебесье, с которой благовест в 300 пудов (4,9 т) напоминал: "С нами Бог… С нами Бог…" На 12 тысяч жителей десять церквей и три мечети!
Божий дух витал и над поселениями обширного уезда в 15905 квадратных вёрст, где действовало более ста церквей, построенных на пожертвования. Церкви везде были многолюдны, особо в праздники.
Немало в городке проживало и блаженных, которые проложили тропки в бузулукский Спасо-Преображенский монастырь, далее в Троице-Сергиеву и Киевскую лавры, в старый Иерусалим, избранные добирались и до Святой горы Афон. Паломники и создали молву — заиметь свою иноческую обитель.
Основателями общины стали брат и сестра Пополутовы — Дмитрий Ермолаевич и вдова Елизавета Ермолаевна (в замужестве — Ягодинская). Эти дворяне купили на ул. Набережной два деревянных дома с флигелем и смежное каменное здание дворянского собрания под церковь. В летописях значится вдова Мария Марехина, выкупившая под общину 11 казённых земельных участков, и другие благодетели.
При открытии общины в 1859 году число девиц, изъявивших желание "отречься от мира, земных благ и от старого имени" было велико, некоторым было отказано.
БЛАГОСЛОВЕННАЯ РАХИЛЬ
Своим расцветом обитель обязана сёстрам Раисе и Алевтине Тайс, пример жизни которых весьма поучителен. Родители их — потомственные дворяне Симбирской губернии, отличались праведной жизнью. С детства сёстры усвоили правила веры и благочестия. По благословлению родителей посвятили себя иноческой жизни.
Пройдя послушания в монастырях, сёстры прибыли в Бугуруслан в 1867 году. Через несколько лет наместницей общины была поставлена Раиса, при постриге в мантию получившая имя Рахиль.
Способность воспринимать высокий духовный мир и трудиться во славу Господа — достояние избранных. Таким даром обладала Рахиль, отдавшая 27 лет жизни обители. Свои труды и попечение она направила на установление порядка и благочиния, на исполнение правил и требований иноческой жизни — ночью молитвы, днём труды.
С первых лет ощутила подвижница помощь дворян, купцов, мещан, крестьян и прочего люда, на чьи жертвы строились храмы, кельи, хозяйственные корпуса. Посетили обитель и блага небесные — чтимая чудотворная икона Казанской Божией Матери, называемая Табынской; сребропозолоченный крест с тремя частицами Честного Животворящего Древа Креста Господня, мощи Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, великомученика и целителя Пантелеймона, преподобного Сергия Радонежского и другие, от которых исходили многочисленные чудеса исцеления плоти и духа страждущим. Подношением неизвестного человека в обители появилась икона Богоматери "Скоропослушница" с горы Афонской. И вовремя! На город и округу обрушились великие скорби — вначале засуха, затем голод и холера, от которой гибли многие люди. Тысячи горожан и сельчан молились Заступнице, носили икону по улицам и домам. Эпидемия стала ослабевать и… угасла.
В сентябре 1874 года государь император Александр II утвердил доклад святейшего Синода о возведении Бугурусланской Покровской общины на степень общежительного монастыря.
После смерти Рахиль у нее появились достойные преемницы: Ангелина из Бузулукского Тихвинского монастыря, Каллиста и Аппалинария из Самарской Иверской обители, которые с усердием продолжили строительство и обустройство.
В начале ХХ века монастырь занимал целый квартал между нынешними улицами Комсомольская, Фрунзе, Гая и Партизанская. Внутри, за высокой каменной стеной — три храма, несколько часовен, более полутора десятка корпусов для жилья, бытового и хозяйственного назначения. Выделялся трёхэтажный трапезный корпус. В верхнем помещении сёстры вязали кружева, ткали ковры, шили одежду. На втором этаже размещались столовая и кухня, на нижнем — пекарня и квасная. Имелось церковно-приходское училище числом 70 девиц на полном монастырском содержании. Во дворе не пустовал странноприимный дом для странников. За оградой — амбары, сараи и три дома монастырского причта.
Принадлежали обители два хутора. Один их них находился на Кинеле, неподалёку от села Завьяловки, где наёмные работники и сёстры занимались выращиванием различных культур, содержали скот. В ведомости такая запись: "Получено урожаю: пшеницы — 2700 пудов, ржи — 1600, проса — 300, овса — 1500, гороха — 130 пудов, картофеля — 100 возов и собрано в зиму сена 59 стогов, а также 100 пеньков пчёл".
НОВОМУЧЕНИЦА СЕРАФИМА
Серафима Андриановна Почеревина родом из казённых крестьян села Радовки Бугурусланского уезда, родилась в мае 1870 года. В возрасте восьми лет родители отдали чадо в монастырь Бугуруслана. Наставницей юницы стала келейница Агния. Женщина, похоронив дочь, мужа, родителей, раздала богатое состояние на приюты и школы, построила в монастыре келью, где приняла постриг.
Серафима исполняла многие послушания: в просфорне, продавала свечи, пела на клиросе. Наступил час, когда со старшими сёстрами, по благословлению начальницы, вышла за ворота монастыря, где всё было ново, свежо и впечатлительно.
Среди монастырских послушаний одно из самых трудных — сборщицы. Подобно святым апостолам, месяцами и годами ходили инокини парами по городам и сёлам, неся слово Божье и собирая подаяния на содержание обители. Более десяти лет странствовала Серафима.
ИЗ СООБЩЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ, УПРАВЛЕНИЕ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.
В ответ на заявление Почеревиной О. А. сообщаем: Почеревина Серафима Андриановна являлась игуменьей Бугурусланского Покровского женского монастыря… В 1922 году арестовывалась в Бугуруслане за укрывательство церковных вещей от изъятия, осуждена на 9 месяцев лишения свободы. Арестована 9 декабря 1937 года в г. Куйбышеве в подпольном монастыре, обвинялась в том, что участвовала в нелегальных ночных сборищах в церкви, где обсуждались вопросы повстанческого, террористического характера, т. е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 58-10 ч. 2 и 58-11 УК РСФСР. Виновной себя не признала. Постановлением тройки при УНКВД по Куйбышевской области от 21 декабря 1937 года осуждена к высшей мере наказания. Приговор приведён в исполнение 15 января 1938 года. К сожалению, место захоронения неизвестно.
В годы первой мировой войны монастырь остался без начальницы. Прибыл владыка, собрал общину. Старейшины назвали имя Серафимы, которая имеет Божий дар веры, знает устав, исполняет правила в духовных и хозяйственных делах.
БОГОБОРЧЕСКИЕ ГОДЫ
Бугуруслан оказался в центре трагических событий. Трижды менялась власть: белые, красные, белочехи… У пришедших к власти большевиков злейшим врагом стала церковь. Первой жертвой в октябре 1918 г. стал настоятель Спасо-Вознесенского собора о. Константин Сухов.
В 1921 году в Поволжье разразился голод, который унёс более двух миллионов человек. Под видом борьбы с ним власти приняли "Декрет об изъятии церковных ценностей и колоколов". Началось гонение на христиан и уничтожение церквей. Монастырь именовался как осиное гнездо контрреволюции.
В архивах сохранились воспоминания Шрайбмана, который возглавлял ВЧК в Бугурусланском уезде, а позднее отдел ГПУ: "Мы знали о том, что у церквей и монастырей было много золота и других богатств. В годы Гражданской войны местная знать свои драгоценности отдавала в монастырь для сохранности церквей… Вместе со мной на "золотую операцию" отправилось более десятка человек.
Встретили нас наглухо закрытые монастырские ворота. Стучим и говорим, что из ГПУ, требуем немедленно позвать начальницу.
Через несколько минут загремел засов, открылись ворота. Мы вошли на территорию монастыря.
Игуменья Серафима спокойно промолвила:
— Ордер на обыск…
Подали бумаги. Прочла и сказала:
— У нас ничего нет. Что было — поменяли на хлеб, который раздали голодающим…
— Тогда будем искать сами.
— Ищите…"
Обыск не прошёл бесследно. За укрывательство церковных вещей от изъятия игуменья Серафима была осуждена на девять месяцев лишения свободы. В застенках видела, как духовных лиц обряжали в лагерные бушлаты, стригли, брили, уводили на допросы, откуда те не возвращались…
Возвратившись из мест заключения, игуменья возложила на хрупкие плечи тяжкий крест. Поступило распоряжение из Самарского губисполкома (с 1851 по 1934 год Бугурусланский уезд и город входили в Самарскую губернию) о закрытии церквей и о выселении из монастыря нетрудового элемента. Помещения и кельи заняли студенты "красного городка". Но христианские общины города и района оказали сопротивление, которое доходило до бунтов. В докладной записке местные власти доносят в облисполком: "Церкви Бугуруслана и района, вопреки инструкциям, распространяют свою деятельность. В городе обосновали кафедры епископы Русской Православной церкви, старообрядцы и прочие…".
По документам, монастырь был закрыт в 1924 году, но он действовал! Свидетельство тому снимок, сделанный в 1929 году. В центре — епископ Герман, игумен Феоген, рядом (с крестом) игуменья Серафима.
Чтобы сломить сопротивление, в 1928 году в Бугуруслане был организован съезд международного юношеского движения безбожников. Его участники оскверняли и разрушали храмы. В "красном городке" построили танцплощадку. На земле — плиты с монастырского кладбища с надписями: "Здесь покоится с миром благодетель города, купец второй гильдии…", "Упокой, Господи, душу рабы Деварры"… На плитах отплясывали комсомольцы, пели частушки. В театре шла пьеса "Дурные пастыри"; колокольню Михайло-Архангельской церкви переоборудовали под парашютную вышку; другой православный храм отдали под татаро-башкирский клуб; бревна Александро-Невской церкви забрали на расширение железнодорожного вокзала; под клуб тракторной школы отдали единоверческую церковь; в школах действовали ячейки "Союза воинствующих безбожников"… Всего не перечесть.
Закрывались, а затем уничтожались храмы, редели приходы. В городе, в областном центре были созданы "тройки", которые обладали чрезвычайными полномочиями. Монахиня Анна Инчина получила пять лет концлагерей, на поселение в казахстанские степи отправлены монахини Ефросинья Денисова, Матрёна Коновалова. В 1932 году за антисоветскую деятельность осуждена и отправлена в Котлас игуменья Серафима.
Оставшись без начальницы, монахини и послушницы спрятали мантии и клобуки, сменили одежды, пошли в мир, где проповедовали слово Христово, читали по усопшим, крестили детей, по благословлению иерархов, где церкви ещё действовали, занимали места церковных старост, певчих, просфорниц. Монашки в частных домах проводили чтение акафистов и Псалтири, иереи совершали богослужения и требы по домам верующих.
ПУТЬ НА ГОЛГОФУ
Пришёл и в наш город "тридцать седьмой год". Вредителей находили всюду — нет воды в колонках, сломалась пекарня, пала в колхозе бурёнка — следовала незамедлительно суровая кара.
Под гребень репрессий попали и церковнослужители. Отец Александр (Ледомский), иерей кладбищенской церкви, был приговорён к высшей мере — расстрелу. Жестоко наказали о. Петра (Тоцкого), дьякона Василия (Разинского), династию священников: иерея Венедикта Александровича Мильтонова и его сыновей — священников Валериана, Александра и Евгения. Пять лет исправительно-трудовых лагерей получил иерей о. Андрей (Лебедев) и послушница Татиана (Негодяева)…
В Филипповский пост, перед Рождеством Христовым, игуменья Серафима приехала в г. Куйбышев, в такой же подпольный монастырь. Там была арестована… Внутренняя тюрьма при УНКВД. Голые стены. Квадрат окна. Глухая дверь с глазком. Нары в три яруса заполнены, лишние люди — на цементном полу. С высокого потолка свисает негаснущая лампочка. Её свет для узников "пылающая бездна" силы зла…
Допрос… Обвинения в контрреволюции… в заговоре против государства… в организации тайных обществ… "Назови фамилии и адреса соучастников?!" В ответ: "Господь Бог, на небесах…"
Недолго шло следствие. Девятого декабря арестовали, а 21-го вынесен приговор — высшая мера наказания. Бессонные ночи. Память, как пасхальное солнце на восходе. Чаще всего перед глазами монастырь — улей, где у каждой пчёлки своё место. Светлые дни Пасхи, когда работы откладываются для молитв. Пекутся тысячи просфор на предстоящие Страстную и Светлую недели. Ещё артосы, большие пасхальные хлеба — для городских храмов и для почётных прихожан. А ещё куличи — на всю Светлую седьмицу.
После радужных снов перед глазами старицы — камера, в которой три десятка узниц с тёмными лицами и потухшими глазами. Каждой нужна духовная поддержка. Игуменья читает по памяти молитвы, акафисты. Идёт подготовка к Рождеству Спасителя Иисуса Христа. Те, у кого палачи сорвали нательные крестики, сделали самодельные из нескольких палочек. Пришёл и сочельник. Откуда только взялся и возвысился голос Серафимы: "С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!" И дружный всплеск голосов: "С нами Бог… С нами Бог…" и радостный плач в каземате скорбей и слёз.
Утреннюю тишину нарушил скрежет ключа запора…
— Игуменья… На выход…
То был по календарю пятнадцатый день января, день небесного покровителя игуменьи Серафима Саровского. Игуменья Серафима повторила подвиг великого русского святого. Двадцать лет в подпольном монастыре она исполняла волю Божью, сохраняла в душах людей веру и ступила на русскую Голгофу.
В рождественские дни 1937-го года во внутренней тюрьме НКВД содержалось 269 человек, из которых 18 получили десять лет заключения, остальные 251 — расстреляны. Среди них был архиепископ Куйбышевский и Уфимский Ириней (в миру Михаил Шульмин), служивший в Бугуруслане.
После гибели Серафимы в Бугуруслане и в Оренбуржье были разграблены и уничтожены все храмы. В России из 90 тысяч церквей осталось лишь сто храмов и четыре епископа русской православной церкви.
В начале 1937 года была проведена перепись населения СССР, где была строка о вероисповедании. Из 98,4 миллиона опрошенных православными назвали себя 41,6 миллиона, верующими — 75,2 процента. Это была негласная победа церкви над безбожным государством.
Вскоре началась Великая Отечественная война…
* * *
В настоящее время сохранились бывший монастырский корпус, а ныне жилой дом по адресу ул. Гая 5, бывший дом игуменьи (Гая, 3) и здание часовни на углу улиц Гая и Комсомольской (Гая 1). Прочая территория монастыря застроена, на месте монастырского кладбища находятся многоэтажные дома.