Орский механический завод раскрывает свои секреты

В трамвае не протолкнуться. Утро. Шум. Гам. Рабочие спешат на трудовую вахту. Завод не может ждать: гудок, еще гудок.

– Пробейте билетик, пожалуйста! – просит кто-то в хвосте вагона.

И билетик перекочевывает из рук в руки сначала до компостера, затем, уже продырявленный, возвращается к владельцу.

– Вы не выходите? Тогда посторонитесь. Наша остановка – «Орский механический завод».

1958 год. Первый выпущенный на ОМЗ холодильник выставили на проходной завода… под охраной

Сейчас такую картину не увидишь, да и столпотворения на заводской проходной уже нет. Здесь не так, как прежде. Хотя завод продолжает жить. Цеха работают, пусть и не все. Даже фонтан в зоне отдыха сохранился. Смотрит на мир своими выцветшими глазницами. С инженером Татьяной Звездочкиной мы направляемся в музей механического завода. Руководству предприятия в тяжелые годы не удалось сохранить в полном объеме производство, но получилось сберечь музейные ценности.

– Даже не верится, что это то место, где сейчас завод! – восклицает моя спутница.

На старых черно-белых снимках начала прошлого столетия запечатлены основные вехи жизни когда-то одного из ведущих предприятий города.

На месте, где сегодня промышленный массив, была голая степь. Строительные материалы подвозили на верблюдах, тут же разбивали палаточные городки и, судя по фото, жили прямо в степи, продуваемой ветрами. Сохранился удивительный снимок группы административно-технического персонала, которая поступила на строительство завода «Локомстрой» [записано на снимке] в 1932 году.

В те годы в стране возводились заводы-гиганты, вот и в Орске намеревались построить такой. Однако в 1939 году ЦК ВКП [б] и Совет Народных Комиссаров решает развивать промышленность в восточных районах страны, создавать заводы по выпуску того, что укрепит обороноспособность Союза. Вот и приняли решение построить несколько заводов на фундаментах, заложенных для завода «Локомотивстрой». Строительство началось тогда же.

«В Орск я приехал по комсомольской мобилизации в июле 1940 года, – вспоминал бывший чертежник техотдела В.Т. Кузякин. – В день приезда строительство ощутил слабо, корпус №1 был сложен из кирпича, метров на пять по высоте, на месте корпуса №5 стояли железобетонные колонны, на остальных корпусах велись земляные работы. Только в конце декабря появились коробки корпусов. Строительство завода вел трест «Южуралтяжстрой». Оборудование собирались монтировать американское и немецкое. Для закупки его в Америку направлялась группа инженеров, один из них – Кушнир [имя, к сожалению, неизвестно], который впоследствии работал в УКСе [управление кап строительства], начальником техотдела. Строительство и монтаж перед войной велись в две смены, а с начала войны – круглосуточно. В корпусе №1 к осени 41-го смонтировали печи «Аякс», в августе дали первую плавку латуни».

В музее, кстати, есть уникальная американская книга – из Чикаго – по руководству пользования оборудованием для отжига большого количества артиллерийских гильз. Предисловие – на русском языке. Датировано издание 1943 годом. В ней фирма «Континенталь» и ее персонал выражали искреннюю благодарность русским инженерам, командированным СССР, за совместную работу. Может быть, в числе этих русских был и упомянутый Кушнир.

Начало 30-х годов XX века. Первые рабочие «лошадки» на месте строительства завода

Оборудование, судя по письменным воспоминаниям мастера монтажных работ Павла Дмитриенко, завозилось и монтировалось в то время, когда у будущих цехов не было стен и крыш, а фундамент еще не дал усадку.

На месте цеха №5 в 41-м из досок наскоро сколотили посредине будочку, установили буржуйку. Так появился кабинет начальника цеха, табельная и бухгалтерия. Первые два пресса свертки стали запускать, не дожидаясь окончания строительства. На только что свернутые теплые колпаки сверху летел снег. Рабочих было мало. Первое пополнение пришло из числа эвакуированных из Ворошиловграда – 45 мальчиков 14-15 лет, и из школы ФЗО №5 Орска. Подростки 14-17 лет работали по 11 часов в сутки. Плохо было с питанием, бытом, общежитие почти не отапливалось. Но юные работники духом не падали. Иногда после рабочего дня еще 2-3 часа разгружали платформы с кружком. Потом получали дополнительный талон в столовую, наскоро обедали и, примостившись близ печей отжига, засыпали тут же в цехе.

В том же 41-м, в октябре, на строительную площадку №257 прибыл первый эшелон с эвакуированным оборудованием тульского завода. Массивные конструкции выгружали вручную, и только в исключительных случаях трест Южуралтяжстрой предоставлял кран «Демаг». 

Дмитрий Абрамов – тоже из Тулы – в Орске был единственным специалистом по гидравлическому оборудованию. Он разработал всю коммуникационную систему гидравлических прессов, рассчитал потребность воды, определил мощность насосных станций.

«Гидравлические грузовые аккумуляторы фирмы «Шкода» пришли не полностью, – вспоминал Дмитрий Александрович. – Мы остались без основных деталей большого габарита. Замминистра Н. Мартынов, будучи на заводе, сказал: «Просиди хоть всю ночь, но чтобы к утру был готов проект этой детали». Мы с инженером Казариным за ночь и сделали эскиз. Изготовили детали на заводе металлоконструкций. Гидравлический цех подготовили к пуску. Но работать без аккумулятора было опасно. Пришлось идти на большой риск. Временно установили дистрибутор и начали работу. С пуском аккумулятора работа оживилась».

Больше всего трудностей создавали суровые условия зимы. Температура в цехах опускалась до минус 10 и ниже. Однако работали и даже соревновались.

При выполнении норм выработки на прессе или на станке вывешивался красный флажок. Зрелище при входе в цех, как говорят бывшие работники завода, было замечательное: на всех прессах алели флажки, а ребята из всех сил старались перегнать друг друга. Сообща находили выходы из сложных ситуаций. Материалы на завод часто доставляли на лошадях, быках и даже в ассенизационных машинах [из воспоминаний руководителя группы техснаба В. Бокового]. Иногда приходилось идти на изменение техпроцесса. К примеру, когда создалась угроза остановки транспортеров из-за отсутствия транспортерной ленты, ее заменили брезентовой, обшитой латунной фольгой.

Первую продукцию – снарядные гильзы – рабочие дали 20 декабря 1941-го. Этот день считается днем рождения Орского механического завода. А к концу 42-го года коллектив предприятия освоил уже 16 видов изделий. Орский механический завод тогда являлся единственным в Союзе предприятием по поставке на фронт отдельных видов боеприпасов.

Долгое время, даже после окончания войны, предприятие было засекреченным. Заводчане не имели права рассказывать о том, что они, к примеру, изготавливают технические машины по обеспечению запуска ракет.

– Когда мы с будущим мужем познакомились, оказалось, что он трудится на механическом, – рассказывает Татьяна Звездочкина. – На вопрос: «Что делаешь ты?» – он ответил: «Ведра, кастрюли». А потом выяснилось, что работал в цехе по выпуску реактивных систем залпового огня – таких, как «Ураган», «Смерч».

Хотя о ведрах и кастрюлях – это тоже правда. После войны завод перешел частично на мирную продукцию. Изготавливали ушаты, светильники, детские санки… всего не перечислишь. А в 1958 году по инициативе директора Аркадия Ильича Пастухова началось производство домашних электрохолодильников, ставших брендом нашего города.

Сегодня на территории завода создано два предприятия: ЗАО «Механический завод» и ТПК «Орские заводы». Последний вновь налаживает выпуск холодильников известной орской марки, а также бытовой техники. Первый же является лидером среди российских производителей артиллерийских гильз средних и больших калибров, имеет патент на изобретение «Гильза для метательного заряда». Кроме того, мехзавод выпускает продукцию для нефтегазодобывающих и буровых компаний – ЗИПы к буровым насосам, оснастку для цементирования обсадных колонн для бурения нефтяных и газовых скважин; ведет работу по освоению новых видов продукции этого направления.

Всего на двух предприятиях трудятся порядка 1800 человек [практически поровну на каждом]. Конечно, эта цифра не сравнима с прежней, когда на одном дважды орденоносном механическом заводе работали порядка десяти-двенадцати тысяч орчан. А 24 августа 2012 года на фасаде проходной завода запущены новые электронные уличные часы, которые символизируют, что завод живет, работает, а значит, город Орск будт жить.