«Я голосую за мир!»: оренбуржцы вспоминают о листовках американцам

Российскому комсомолу 29 октября исполнилось бы 98 лет. В связи с этим вспомнилась мне одна занимательная история более чем тридцатилетней давности. Осенью 1983 года почтовая служба города Вашингтона внезапно дала сбой из-за громадного количества на адрес Белого Дома бандеролей и посылок с листовками «Я голосую за мир!» Американцам пришлось понервничать, пока поток корреспонденции не схлынул. Были среди тех посланий и листовки от комсомольской организации Красногвардейского района Оренбургской области.

Интересна предыстория этого мероприятия. На очередном рабочем пленуме Красногвардейского РК ВЛКСМ одной из главных тем стало проведение антивоенной акции «Я голосую за мир!». Каждому комсомольцу выдавался бюллетень с призывом к руководству США остановить гонку вооружений. «Мы выбираем мир, я голосую за мир», – так заканчивалось это обращение. Меня, секретаря комитета комсомола агрофирмы имени Карла Маркса, уведомили о сроке исполнения поручения. Как и все комсомольские секретари на местах, я получил образец данной листовки. Его мы должны были размножить в печатной форме.

Получив одобрение секретаря партийной организации Анатолия Яковлевича Шпенста, мы собрали комсомольский актив. В то время на местах секретарями были  Сергей Герасимов (с. Ивановка), Рим Муллабаев (Староюлдашево), Наталья Жданова (Красиково), Отто Барвих (Кутерля), Николай Берген (Подольск), Владимир Нахтигал (Калтан). Это был основной костяк штаба, но ещё мы пригласили участника Великой отечественной войны Муллахана Салиховича Муллабаева, знатного дояра Николая Эннса, молодую доярку Магмуру Юлушеву.

Работа началась. Заказали в колхозном машбюро бюллетени-листовки, но вскоре поняли, что машинистки с объёмом не справляются. Тогда было решено обратиться в Красногвардейскую типографию с просьбой отпечатать 500 экземпляров. Но она, увы, была сильно загружена другими заказами, и сотрудники ничего нам не обещали. Пришлось идти на хитрость. После личного разговора с секретарём комсомольской организации типографии девушки-комсомолки (линотипистка, наборщица и печатница) задержались на час после работы и наши бланки напечатали.

Как нам показалось, половину работы мы выполнили. Но нужно было ещё раздать листовки для заполнения и отправить их далее. Поэтому каждый из членов штаба получил часть бюллетеней для проведения акции на разделённых участках сельсовета. Проголосовать тогда мог любой желающий и обязательно все комсомольцы. Мне же выпало проводить данное голосование в ремонтных мастерских. Я помню, колхозники одобрили наше мероприятие, и процедура на моём участке прошла быстро. Уже к полудню я доставил все подписанные бюллетени в райком комсомола.

Впоследствии выяснилось, что наша комсомольская организация оказалась в числе лучших по области. Об этом я не без гордости сообщил, выступая на партийном собрании нашего колхоза.

Хорошие это были годы. Мы знали, чего хотим, что нам всё по плечу, что для нас открыты все двери: в политику, науку, образование, на великие стройки страны и просто в созидающий труд во благо советского народа.