Хоккеист Александр Сметанин: Хочу забивать в каждой игре
Нападающий орского клуба Александр Сметанин перешел в «Южный Урал» в середине этого сезона и практически сразу завоевал сердца болельщиков Оренбургский области.
Заняв место центрального нападающего в связке с самыми результативными форвардами команды Романом Музычко и Олегом Марзоевым, невысокий Александр бился наравне со всеми, без страха вступая в единоборство у бортов и отдавая меткие передачи партнерам. В итоге, в конце сезона звено Марзоев – Сметанин – Музычко было не только у всех на слуху, но и стало самым результативным в команде. А ведь начинал Саша вовсе не с хоккея, а… с карате! Об этом и многом другом – в интервью.
– Саша, расскажи о первых шагах в хоккее, когда начинал и почему выбрал именно этот вид спорта?
– Я родом из Казани, в хоккей пошел в 7 лет. В ДЮСШ «Ак Барс» меня привел отец. Первым тренером у меня был Виталий Дмитриевич Петров, кстати, его внук Кирилл Петров ныне игрок ЦСКА. С этим тренером работали до 14 лет, затем попал во вторую команду, в МХЛ, там много времени играл, в последние годы был капитаном. Первые шаги в ВХЛ делал вместе с альметьевским «Нефтяником».
– Был выбор между спортивными секциями?
– Свой спортивный путь я вообще начал с карате, – смеется Александр. – Мне очень нравилось, люблю единоборства, но случилось так, что мы с семьей переехали в другой район, и заниматься карате уже не было возможности. Зато оказалось, что рядом как раз хоккейная секция. Я, так сказать, сменил род деятельности и не жалею до сих пор. А когда уже заиграл на взрослом уровне, произошел тот переломный момент, когда я понял что выбрал нужную дорогу в жизни.
– В этом сезоне твоя статистика в разы лучше, чем в других клубах до этого. Так звезды сложились?
– Когда я начал играть в Альметьевске, мне предлагали контракт на пять лет, и первый год в команде начался хорошо, тренерский состав мне доверял, но потом пошли травмы. Плюс там было три звена взрослых, опытных игроков, которым тренер доверял больше, и залезть в эти три звена было тяжело. Затем снова был ряд не самых удачных сезонов. В «Южный Урал» приехал на просмотр, нужно было доказывать свою состоятельность на льду, играл, старался, бился, в общем, делал все, чтобы попасть в состав. Я понимал, что назад пути уже нет, сезон идет и дальше куда-то устроиться будет тяжело.
– И практически сразу попал в ударное звено. Тяжело было?
– Скажем так, было нелегко. Я всегда играл с краю, хотелось больше забивать. Однако здесь, в «Южном Урале» тренер увидел меня центре и поставил туда, спасибо ему за это. Общий язык с партнерами не сразу нашли, но они мне помогали, подсказывали, притирались и общими силами пришли к единому мнению. Пришло взаимопонимание и в итоге дали хороший результат, всё получалось. Могу от себя сказать, что и Марзоев и Музычко выкладываются на 100 процентов на льду, не видел ни разу, чтобы они слабину давали. И соответственно я не мог себе позволить расслабляться, приходилось работать с первых секунд и до последних.
– Сам от себя ожидал такого результата?
– Сложно ответить, даешь себе настрой на каждую игру, сыграть на все 100 процентов, а там уже как карта ляжет. Где-то есть удача, отскочит удачно от борта шайба, забьешь, ну и т.д. Нужно верить в себя, и показывать, что ты можешь играть, сработать на 100 процентов.
– Что удивило, когда приехал в Орск, попал в команду?
– Первое что удивило порядок в раздевалке, все на своих местах, нет бардака. Сразу стало заметно, что руководство клуба очень внимательно следит за этим, все в отличном состоянии: клюшки, амуниция, есть все тренажеры, всё четко организовано. Видно, что люди настроены давать все для хоккея, а мы в свою очередь стараемся дать результат. Ну и конечно атмосфера, в Орске очень любят хоккей, трибуны ревут, болельщики очень горячо поддерживают свою команду, не в каждом городе такое можно увидеть. Так что, первые впечатления были только положительные, обидно только что не попали в плей-офф.
– Как состоялся твой переход из «Дизеля»?
– Я искал варианты, звонил агенту, он давал мне варианты на выбор. К тому же я давно общаюсь с тренерами из Казани Всеволодом Ефимовым и Сергеем Лопушанским, им я тоже объяснил ситуацию, попросил совета и Лопушанский предложил мне вариант с Орском, тем более сам он знаком с Русланом Сулеймановым. Долго я не раздумывал, потому что знал по рассказам ребят, что в «Южном Урале» отличные условия, стабильная зарплата, имя клуба всегда на слуху, опытный тренер с именем. Плюс Орск – хороший город.
– Свой потенциал тебе удалось реализовать на 100%?
– Не-е-е-т, — вздохнул Александр. — Забил мало, хочу забивать больше, в каждой игре.
– Вид упражнений на тренировках какой больше нравится?
– Больше нравятся игровые упражнения, «три на три» к примеру, чтобы сыгрываться, лучше понимать партнера.
– Это помогает в игре?
– Игра – это совсем другое, тренировка помогает оттачивать технику, бросок, тактику, а в игре огромную роль играет мышление, его нельзя натренировать. Там ведь все меняется каждую секунду. Сложно описать это.
– Александр Сметанин на льду настоящий боец без страха и упрека. Таков ли Александр Сметанин в жизни?
– В жизни я более спокойный, мне всегда хочется нести добро. Конечно, если встанет вопрос защиты семьи или друзей буду биться, а так стараюсь идти по жизни с девизом «не навреди». В игре же, всё по-другому. Здесь бьешься за команду, за тренера, за город, по-другому нельзя…все нужно оставлять на льду.