Орский мотоклуб: проблемы и перспективы

Руководитель детского мотоклуба «Успех» в Орске Оренбургской области Юрий Довгопол — о трудностях мотоспорта и любимом деле. 

– Здесь я и живу, – такими словами встречает меня на мотодроме профессионального лицея №31 руководитель детского мотоклуба «Успех» Юрий Довгопол. – Не в прямом смысле слова, конечно…

Большую часть жизни он действительно проводит на мотодроме и в гараже, где «припаркованы» мотоциклы. Пусть их не так много, как и ребят, которые занимаются мотоспортом. Еще пару лет назад под его началом тренировались порядка двадцати человек. Теперь остались самые верные.

– Денег нет, на соревнования выезжаем постольку-поскольку, технику ремонтировать не на что, – рассказывает Юрий Иванович. – А в конце июня нас еще и обокрали. Рано утром сосед обнаружил наш гараж открытым, позвонил мне. Э-э-эх, – вздыхает, – я, наверное, самый богатый человек в Орске: у меня только мотоциклов украли на 990 тысяч рублей! Воры, скорее всего, подъезжали на грузовике. И было их человека три, не меньше. Теперь у нас всего два рабочих мотоцикла, детских, не подростковых. Потому наши юноши не смогли принять участие в последнем мотокроссе. В голове не укладывается: как так – обокрасть детей?!

Выяснилось: два из украденных мотоциклов купили при финансовой поддержке губернатора Оренбуржья Юрия Берга.

– На одном из этих мотоциклов наш воспитанник покорял высоты областных состязаний, – уточняет Довгопол, – на втором – другой спортсмен выступал на российских соревнованиях. Нам пеняют, почему не установили сигнализацию в гараже [гараж, кстати, принадлежит Довгополу – прим. автора]. Забывают, что сигнализация стоит немалых денег. Мы и так еле выживаем за счет своих средств и помощи ОНОСа – спасибо за это Владимиру Пилюгину, чисто человеческое спасибо. В одиночку в мире спорта не выживешь. 

– Вам ведь обещали помочь в апреле, вы даже побывали на личном приеме у зампредседателя Законодательного собрания Александра Сало. 

– Пока нам только обещают помочь. Притом, что орский мотоклуб – единственный в своем роде в Оренбургской области. Остальные – подобие клубов. В Бузулуке, к примеру, команда состоит из одного юноши, которого полностью спонсирует отец – и технику покупает, и работу персонального тренера оплачивает. А ко мне приходят ребята в основном из малообеспеченных семей. Того 16-летнего юношу, что выступает на российском уровне, оставшегося теперь без мотоцикла, вообще одна мать «тянет», – с грустной улыбкой отмечает собеседник. – Состоятельные папы пытаются сами тренировать своих чад. Только такие тренировки порой плачевно заканчиваются. Недавно мальчишка на мотоцикле, купленном папой за триста тысяч рэ, взлетел вон на том трамплине, – Довгопол указывает на дальнее сооружение мотодрома, – и получил травму позвоночника. Зеркало от мотоцикла до сих пор на ветке висит. Родители порой не понимают, как портят своих отпрысков деньгами. У таких детей нет желания учиться, тренироваться. А без этого побед не будет. В мотоспорте «пахать» надо и забывать о маминых предостережениях: на дерево не лезь – свалишься.

– А вы сами по деревьям часто лазали?

– Конечно! – Юрий Иванович вытягивает вперед руку со шрамами на пальцах. Следом указывает на ногу: – Хотя часть шрамов на ногах – это последствия падений во время тренировок и на соревнованиях в молодости. Меня никто тогда особо не жалел, и сам себя я тоже не жалел. Потому мальчишек в клубе жизни учу. Упал – вставай! Больно? Ты мужик, поднимайся и борись! Настоящие мужики растут, горжусь ими. А еще горжусь нашими девчонками. Одна уже выросла, «вылетела» из нашего мотогнезда. Вторая – Валерия Сивкова – занимается, уже на уровне области хорошо катается. Свой характер она показала в первый день занятий. Тогда мальчик перед ней проехал, упал, расплакался и ушел. Она прокатилась, упала, но ни слезинки не проронила.

– Юрий Иванович, в мотоклубе много побед, но и много проблем. В последние годы их становится больше. Руки не опускаются?

– Иногда, признаюсь, возникают грустные мысли. Но если брошу, то кто сюда придет? Я – последний из старых мотогонщиков; тренерские школы по техническим видам спорта еще в восьмидесятых годах закрыли. Смотрю на своих воспитанников, которые за несколько лет занятий в команде возмужали, окрепли, завоевали доброе спортивное имя, и понимаю: мотоклуб не брошу. Один мальчишка занимается, друзей за собой тянет. Вот тебе уже человек десять нормальных ребят, которые не станут слоняться по подъездам. Почему сегодня дети бродяжничают, бутылки бьют, разбивают стекла? Откуда эта детская расхлябанность? Дети считают, что не нужны взрослым. Равнодушие взрослых – родных, чиновников – губит детские души. Своими отрицательными поступками дети демонстрируют нам свой протест. Так что смысл работать есть всегда, даже когда не платят. Родные уже свыклись, потому что видят, какое удовольствие приносит мне работа с детьми. Я душой оттаиваю, когда прихожу на мотодром и в гараж. Хотя чему теперь радоваться в гараже, когда мотоциклы украли… Честное слово, обидно!