Оренбуржцы покорили Антарктиду
Свои флаги на Южном материке развернули оренбургские предприниматели. Бизнесмены побывали в экспедиции на континенте, венчающем южный полюс Земли. В круиз на антарктическое побережье группа из нашего региона отправилась по инициативе Александра Куниловского – руководителя фирмы «Ликос» и депутата Законодательного собрания области. Впечатлениями о захватывающем путешествии в Антарктиду предприниматели поделились с RIA56.
– Надо видеть мир, в котором мы живем. Жизнь – не только ведь в работе, должно оставаться время для впечатлений, – считает Александр Куниловский. – Любопытство – это чувство, присущее любому человеку, а когда еще есть возможности это реализовать, то почему бы и нет.
– Идея отправится в экспедицию на Антарктиду принадлежит мне. Я внимательно изучил, как организуются путешествия. Изначально стоял выбор: Северный полюс или Антарктида? Экспедиция на Северный полюс на российском ледоколе по сути монотонная. Ледокол выходит из Мурманска, потом следует через ледяные поля, останавливается в географической точке Северного полюса, и там исполняются «ритуальные танцы». Там минимум впечатлений, связанных с животными. Встречаются белые медведи, если повезет, а так – ледовое безмолвие. Наполненность путешествия в Антарктиду совершенно другая. Это сам южный материк, острова, антарктические станции, достаточно насыщенный животный мир. Если в будущем появится желание, может быть, отправимся и на Северный полюс. Кстати, круизы туда на 2014 год все расписаны.
– Поездка у нас была длительная. Пришлось выдержать четыре взлет-посадки, в небе мы находились 22 часа, не считая времени, проведенного в аэропортах, – рассказывает еще один участник экспедиции Владимир Тельнов, директор по общим вопросам СИХ «Ликос» . – Дорога туда была более выверенной. Мы двое суток находились в Буэнос-Айресе [столица Аргентины], была возможность изучить город, понять нравы народов Южной Америки. Аргентинскую столицу мы изучали с русскоговорящим гидом Иваном. Он нам показал и городок Тигре, который располагается в устье реки. Там все местные жители перемещаются исключительно на лодках. На больших катерах располагаются супер-маркеты, есть катер-мусорка и прочие.
– Но больше всего меня поразило кладбище Реколета. Это город в городе. Там построены склепы, будто дворцы. Улочки и переулки на кладбище в точности соответствуют городской планировке. Там хоронили 100-200 лет назад и хоронят сегодня. Меня поразило, что в этих маленьких домах-замках гробы лежат на полочках, как под землей, так и на высоте роста человека. Архитектура на этом кладбище поражает воображение.
– Люди там доброжелательные, отзывчивые. Буэнос-Айрес – город фанатов футбола, играют там все! Проезжая по улице, обязательно встретишь мальчишек или парней повзрослее, пинающих мяч. Футболисты там – просто маньяки какие-то. Еще одна особенность аргентинцев – там все поголовно пьют мате. С этим национальным чаем они не расстаются нигде и никогда, например, водители автобусов всегда с собой возят термос с напитком. Дальше мы перелетели в город Ушуая – это самая южная точка Аргентины на архипелаге Огненная земля. Оттуда мы погрузились на корабль «Sea explorer» и отправились к Антарктическому полуострову.
Антарктида – это континент, расположенный на самом юге земли. Удивительно чистая нетронутая природа материка охраняется специально созданной группой стран, в которую входят десятки государств мира.
– Поездку в Антарктиду мы планировали больше года, – продолжает Александр Куниловский. – Сначала все изучили, затем, посоветовавшись с супругой, я принял решение, и стали готовиться. Так как экспедиция международная и отправляется из другой страны [Аргентина], важно, чтобы была своя языковая среда. Организаторы настоятельно рекомендовали собрать русскоязычную группу. Оренбуржцы, которых я пригласил присоединиться, стали основой для русскоязычной группы. Нам на корабле было комфортно, русскоговорящие специалисты читали нам лекции.
– Участники экспедиции это не только туристы, но и профессиональная группа сопровождения: ученые самых разных национальностей со всего мира. Их лекции — это очень содержательные рассказы о моржах, пингвинах, китах, о том, что такое лед Антарктиды. У нас было время, особенно когда мы в шторм преодолевали пролив Дрейка. В день проходило по 2-3 лекции. Всего мы были в путешествии от Огненной земли до Антарктиды и обратно 11 дней. Из них два дня двигались по направлению к Антарктиде, два дня возвращались оттуда, а шесть дней были там.
– Мы жили на корабле, который постоянно передвигался. Этот круизный корабль с ледовой защитой небольшого размера специально сделан для антарктических путешествий. Команда сопровождения обеспечивала наши высадки, порядок экспедиции, потому что в Антарктиде очень жесткие природоохранные правила – точнее правила присутствия на материке. Для нас были жесткие ограничения. Нам выдали в прокат специальную обувь, которую мы мыли в специальном растворе, выходя на берег, и возвращаясь обратно. С собой нельзя ничего брать съестного – там нельзя есть, нельзя курить. Есть ограничения по расстоянию подхода к животным, например к пингвинам больше чем на пять метров приближаться нельзя, но иногда они сами подходили ближе. Нельзя находиться близко к тюленям. Средний вес такого животного 400 кг, поэтому, если он решит поворочаться, мало не покажется. Животных нельзя беспокоить, они очень миролюбивые, человека не боятся, но если подойти близко, выказывают тревогу. Пингвины недовольно ворчат, возмущаясь, что кто-то пришел на его родину, на его землю.
– Антарктическое лето – это наша зима. Теплый сезон там длится с конца ноября до начала марта. В это время жизнь на ледяном материке не сказать, что кипит, потому что нет такого разнообразия как в джунглях, но становится заметна. Масштабы поражают: та же нелетающая птица пингвин в таком количестве – тысячи колоний. В Антарктиде существует шесть видов пингвинов, в нашей экспедиции мы видели всего два вида. Они небольшого размера – до 40 см высотой, симпатичные, упитанные, птицы одним словом, только ходят смешно.
– Особые впечатления от шестибального шторма. Мы были к нему готовы, потому что знали, что в проливе Дрейка не бывает спокойно. Я впервые был на корабле в океане в такую погоду. Когда мы выходили из порта Ушуая, светило солнце, был полный штиль. Но вскоре началась качка, приходилось держаться за стены, поручни в коридорах, а 20 процентов участников экспедиции вообще вынуждены были остаться в каютах – они не могли ни есть, ни пить. От серого неба, постоянного ветра и снега, который шел в первые два дня путешествия, впечатления не очень. Потом погода изменилась.
– На обратном пути в открытом океане мы видели косаток, – вспоминает Владимир Тельнов. – Эти морские млекопитающие по интеллекту вторые после человека. В длину они достигают 9-10 метров, живут семьями, а на охоту выходят большими группами.
– Больше всего меня поразили льды, – признает еще один участник экспедиции, руководитель группы компаний «Ринг» Виктор Сидоров. – На фото не чувствуется масштаб этих ледяных глыб. Там лед и снег лежит в высоту на 40-50 метров.
– Желание покорить Антарктиду у меня было давно, но не скажу, что я мечтал об этом с детства. Думаю, что не каждый поймет замысел путешествия на этот заснеженный материк. На этом континенте люди смогли объединиться. Есть международный договор, который подписали большинство стран мира, что там не может быть военных баз, не станут добывать полезные ископаемые, это просто охраняемая территория, где занимаются только научными исследованиями. Там почти нетронутая природа, хотя с 20-х по 50-е годы Антарктиду пытались осваивать – были китобойные флотилии. Сейчас это запрещено. Это пример того, что люди могут договариваться.
– Пожалуй, это мой самый необычный отпуск за последние пять лет. Это с трудом можно назвать отдыхом, скорее – необычное путешествие.
Фото для материала предоставлены RIA56 из личного архива участников экспедиции.