Узник фашизма свидетельствует: Павел Житнюк

Павел Демьянович Житнюк – один из тех людей, кому ужасы войны пришлось пережить в детстве. Ему еще не исполнилось 6 лет, как он стал узником фашизма.

Прошло много лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а память Павла Демьяновича до сих пор возвращается к суровым годам войны. Он с родителями и сестрой жил в городе Винница на Украине. Отец служил офицером пехоты, а мама работала портнихой. В тот страшный день была теплая и ясная погода. Павел вместе с мамой отправился на базар. Всё началось с появления самолетов на фоне голубого неба, после чего раздались оглушающие взрывы бомб, город подвергся бомбардировке. Немцы тогда уничтожили два аэродрома. Всё это происходило очень быстро. Через два дня после начала войны отца Павла отправили на фронт, а через некоторое время пришло известие, что он пропал без вести.

Перед уходом на фронт отец настаивал, чтобы мать вместе с детьми уехала в село Раздольное Оренбургской области, где жила бабушка. Только уехать не удалось, дорога между Винницей и Киевом была разгромлена. Тогда отправились к другой бабушке, матери отца, в село Гриненко.

Там их настигли фашисты. Первое, что услышал Павел, были звуки перестрелки, а потом  он увидел, как немцы вторглись в село. Они были повсюду: на танках, мотоциклах, лошадях, велосипедах. Один из них проехался по бабушкиному огороду, сломал большую орешину. Немцы сразу стали шнырять по сараям, застрелили соседского телёнка. На неделю они остановились в селе, а потом пошли в наступление на Киев. На оккупированной территории оставляли полицаев из местных, которые, ослепленные ненавистью и жаждой наживы, становились на сторону врагов.

Зимой 1941 года семья решила вернуться домой, в Винницу. Но от квартиры ничего не осталось, она была пустая и разграбленная.

В памяти Павла Демьяновича осталось воспоминание: «Около вокзала в вагонах размещался немецкий военный лазарет. Неподалеку от него играли мы, и однажды нашли гранату – лимонку. Один шустрый мальчишка схватил ее. Ему стали кричать: «Славик, брось!». Не успел он выпустить гранату из рук, как она взорвалась, мальчик скончался на месте. Рядом стояли наши сестры. Сестру мальчика тяжело ранило. Мою тоже задело, но ранения были легкие. Немецкие врачи оказали девочкам помощь, положили в лазарет».

По рассказам матери Павел Демьянович помнит, как их семья попала в концлагерь к немцам. В то время фашисты делали облавы по селам – приезжали крытые машины, хватали молодых ребят и увозили в Германию. Однажды мать Павла Демьяновича поругалась с соседкой, и та сдала её комендатуру. Рассказала, что её муж был офицером советской армии, коммунистом. Тогда немцы арестовали семью и отправили в Германию. Путь их лежал через Францию и Австрию. Многое пришлось увидеть молодой матери с двумя детьми. Конечной точкой был концлагерь Дахау – один из первых концлагерей Германии, неподалеку от Мюнхена. Там у матери взяли отпечатки пальцев и повесили на грудь металлическую бирку с номером. Заключённые спали в бараках, на нарах. Однажды кто-то шепнул ребёнку: «Смотри, вон там огромные печи, где сжигают людей». Это были газовые камеры, в которых немцы живьем сжигали евреев.

Из концлагеря местные жители забирали заключенных на работу. Одна супружеская пара, жившая неподалеку от Альпийских гор, забрала их к себе. Большое счастье, что мать не разлучили с детьми, и они были под присмотром. Павел Демьянович помнит большую кошку, жившую у хозяев, которая была настолько злая, что кидалась на людей, как собака. А еще он помнит, как обувал ботинки с шипами, которые давал хозяин и отправлялся лазить по горам, собирать каштаны. С немецкими мальчишками играли в снежки, дрались, бегали по улицам, между собой общались по-разному – и по-немецки, и жестами.

В немецкой семье они прожили четыре месяца, после чего, в 1944 году матерей с детьми отправили в Инсбрук, в Австрию, в концлагерь Рейхенау. Лагерь располагался на берегу реки, вокруг были Альпийские горы. Павел помнит, как они с мальчишками забирались на гору и наблюдали за американскими самолетами, которые летали через Инсбрук в Италию. Город неоднократно подвергался бомбежке со стороны американских военных, но летчики точно знали местонахождение концлагеря, поэтому на эту территорию ни одна бомба не была сброшена.

Во время бомбёжек заключенных вместе с немецким населением гнали в скалы, где находился бункер. Однажды во время очередного побега в бомбоубежище потерялась сестра Павла. Повсюду носились осветительные ракеты, гремели взрывы, стоял оглушающий грохот, и ему вместе с матерью пришлось укрыться, спрятавшись под яром у реки. Когда наступила тишина и взрывы прекратились, из бункера выбежала сестра. Оказалось, что она вперед всех прибежала в бомбоубежище, просто затерялась среди толпы.

Немецкая армия начала проигрывать бой за боем и отступала. В конце апреля 1945 года концлагерь остался без присмотра. Заключенные начали спасаться бегством, многие бежали в Италию, среди них были и Павел с матерью и сестрой. Уже в Италии, через посольство Милана бывшие узники концлагеря попали в город-порт Ливорно, где неделю жили в лагере-распределителе. В этом лагере были люди разных национальностей: поляки, чехи, румыны, но не было ни одного еврея. Еще в Виннице у Павла на глазах евреев расстреливали, не щадя ни детей, ни женщин. В парке выкапывались огромные ямы, куда их свозили, складывали штабелями и зарывали землей. После войны на этом месте велись раскопки. Найденные документы развешивали на стенах магазинов.

Павел помнит американских военных, которые по-доброму к ним отнеслись в распределительном лагере, дали теплые верблюжьи одеяла, поделились посылками с едой. Спустя некоторое время распределение закончилось и им предложили сделать выбор, отправиться жить в Америку, либо вернуться в Советский Союз. Мать Павла Демьяновича задала им с сестрой вопрос: «Куда поедем?». На что они, без раздумий, ответили: «К бабушке, в Советский Союз». У бывших заключенных были опасения, что по прибытию их снова ждет концлагерь, поэтому многие боялись возвращаться на свою Родину. Мать Павла Демьяновича привезла в Винницу письма от людей, которые просили своих родных не ждать их возвращения.

В 1951 году, мать Павла Демьяновича с детьми переехали жить в село Илек. Павел закончил школу фабрично-заводского обучения, а после строительный техникум. Служил в армии на Дальнем Востоке, в Приморском крае, в звании сержанта, был командиром орудия. После службы посвятил себя работе на целине.

18 августа Павел Демьянович отметил свой 80-летний юбилей. Главное его богатство – это семья. Со своей супругой они уже много лет живут душа в душу. У них трое детей, пятеро внуков и шесть правнуков. Увлечений у Павла Демьяновича хоть отбавляй, он и рыбак, и пасечник, и охотник, и печник.

Его родная сестра Александра Толоконникова живет в городе Тольятти. Они часто общаются, шлют письма, ездят друг к другу в гости.

Чем дальше отдаляются события Великой Отечественной войны, тем больше они стираются из памяти. Павел Демьянович один из тех детей, у которых война отобрала детство. Но, благодаря их воспоминаниям, которые они передают своим потомкам, сохраняется история. Только они могут донести до нас героизм наших предков и настоящие ценности человека. Спасибо им за то, что в них жива память о войне, о её героях!