«Стрижи» уходят в крутое пике

Без денег самолеты не полетят. Пожалуй, это стало лейтмотивом выступления начальника аэроклуба «Стрижи» Александра Антонова на заседании Общественной палаты города.

Долг аэроклуба составляет семь миллионов рублей. А с учетом накопленных ранее долгов и необходимости срочного ревизионного капитального ремонта самолетов сумма вырастает до 25 миллионов.

Александр Антонов, полтора года руководящий «Стрижами», оказался заложником непростой ситуации. Долги у одного из старейших в стране авиаспортклубов, в стенах которого воспитаны девять Героев Советского Союза, начали накапливаться с 2013 года. Усилия по выходу из кризиса предпринимались, но кардинально ситуацию изменить не удается.

– В последние выходные на прыжки с парашютом с самолета пришли только 9 человек, – поделился Александр Анатольевич. – Заработали всего 18 тысяч рублей. У любителей парашютного спорта в регионе туго с финансами, поэтому ждать большого притока желающих не приходится. Ищем спонсоров, но это непростая задача. Определенную помощь оказали руководители Орского нефтеперерабатывающего завода и Орского механического завода. Огромное им спасибо за поддержку, однако долговая яма нас просто поглощает. Только общая сумма штрафов по задолженностям превышает два миллиона рублей.

Из двух самолетов АН-2 в небо поднимается один, и у того уже заканчивается летный ресурс, требуется срочный ремонт. Второй самолет и вовсе 25 лет не проходил капитального ремонта. Совсем скоро аэроклубовцы окажутся в ситуации, когда они не смогут подняться за облака. Орчане задолжали Шахтинскому авиазаводу полмиллиона рублей за предыдущий капитальный ремонт, без погашения долга очередной ремонт заводчане производить отказываются.

В «Стрижах» в работе находится только 14 парашютов, спасательных приборов осталось всего десять. Срок эксплуатации куполов заканчивается в 2019 и 2020 годах, а стоят современные купола не менее полумиллиона рублей.

После возведения воздушно-десантного комплекса приостановлено и развитие Центра военно-патриотического воспитания молодежи. Подписанное в 2016 году соглашение между ЦС ДОСААФ РФ и администрацией Орска так и осталось на бумаге, а без развития Центра будет сложно выжить и «Стрижам».

– Нужен ли городу Центр военно-патриотического воспитания молодежи? – прямо вопрошал Александр Антонов на заседании общественников, где присутствовал и глава города Андрей Одинцов. – Мы в свою очередь стараемся идти навстречу городу: в ближайшее время, после списания, передадим муниципалитету вертолет, который войдет в число памятников Орска, посвященных участию советских воинов-интернационалистов в боевых действиях в Афганистане, а также участию российских воинов в других локальных конфликтах.

– Безнадега какая-то! – воскликнул один из членов палаты. – Может, стоит региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области и Центральный совет ДОСААФ России повернуть лицом к проблеме «Стрижей»? Без их участия вряд ли мы сможем на месте распутать клубок экономических проблем, потому что организация не относится к муниципалитету, а является общественной и государственной структурой, подчиненной ДОСААФ.

Как оказалось, по словам Александра Антонова, в Оренбурге и Москве прекрасно знакомы с ситуацией в Орском аэроклубе, но никаких подвижек нет.

– Администрация города выполнила свои обязательства во время возведения воздушно-десантного комплекса, – парировал глава Орска Андрей Одинцов. – Стараемся по возможности решать и другие проблемы. В частности, подготовлен документальный проект по газификации «Стрижей», но для этого требуется без малого пять миллионов рублей. Из бюджета их взять невозможно, потому что аэроклуб не муниципальная организация. Считаю, что необходимо проявить настойчивость в финансовой поддержке аэроклуба со стороны ДОСААФ. К сожалению, я не держал в руках конкретный план выхода из кризиса. Скажем, мы через благотворительные фонды попытаемся погасить долги «Стрижей», произвести дорогостоящий ремонт самолетной техники. А что потом? Снова все пойдет по кругу: накопление долгов, просьбы о помощи? Нужна программа выхода из кризиса, поиск путей зарабатывания средств. Мы ведь имеем преимущества перед крупными центрами в плане возможности снижения цен на услуги по проведению учебных полетов летчиков любителей, курсантов, совершение прыжков иногородними парашютистами. Почему не используем эти резервы?

В прошлом году в Орске совершали прыжки 60 парашютистов из областного центра. В этом году они, видимо, выбрали другое место для тренировок. Члены Общественной палаты города решили высказать свою позицию в поддержку авиаспортклуба «Стрижи», направив официальные обращения в ЦС ДОСААФ РФ и Оренбургскую областную Общественную палату.

Константин Мусафиров, «Орская газета»