Настойчиво стремились на фронт: Николай Фатнев

Поколение защитников Отечества последнего военного призыва – это особая категория людей, которые, едва достигнув семнадцатилетнего возраста, в 1944 году были призваны в ряды Красной Армии и Военно-Морского флота. Все они, по сути, были несовершеннолетними на день призыва, и большинство этих юношей настойчиво стремились на фронт, в действующую армию. Среди них был и житель Новоспасского Николай Викторович Фатнев.

Когда началась война, ему было всего 14 лет, и он еще учился в школе. И в связи с тем, что основное мужское население села ушло на фронт, его отец, председатель колхоза, сказал Николаю:

— Давай-ка, сын, бросай  школу и иди работать, некому косить сено, трудиться на ферме…

Работать парню приходилось везде: и кузнецу помогал, и на сенокос привлекался, и на быках пахал, а перед призывом два года ухаживал на ферме за телятами. Тогда он еще не знал, что именно ферме после войны он посвятит всю свою жизнь.

Повестка из Белозерского военкомата ему пришла в сентябре 1944 года.

— Я очень хотел на фронт, — говорит Николай Викторович. – Но меня призвали в аварийно-спасательный отряд в городок Балаклаву, который находится недалеко от Севастополя. Там мы проходили учебу. Я учился на такелажника: это специалист, который привлекается для поднятия затонувших судов.

После учебного подразделения Н.В. Фатнев был направлен на Черноморский флот в Севастополь, откуда фашистов прогнали полгода назад. Николай Викторович вспоминает то, что представляла из себя тогда главная бухта. Без преувеличения — это было кладбище кораблей. Немцы уничтожили тогда практически все советские суда. И теперь предстояло их поднять  и отправить на металлолом.

— Мы сплетали толстые металлические стропы, — рассказывает Н.В. Фатнев. – На них прикрепляли крюк и с их помощью поднимали на поверхность воды корабли, понтоны. В такой операции участвовали водолазы, такелажники и много других специалистов, а также техника.

Однажды подразделение Фатнева направили в г. Констанцию, что в Румынии, для поднятия затонувшего плавучего дока.

— Эту операцию мы проводили вчетвером: я, два водолаза и моторист. После блестяще проведенной работы меня наградили медалью «За боевые заслуги», а после мая 1945 года – медалью «За победу над Германией».

В 1948 году в части, где служил Николай Викторович, произошло ЧП: на складе была выявлена большая недостача материальных ценностей, и кладовщик «загремел» в тюрьму на 25 лет. Были  наказаны и другие работники. После этого случая Фатнева переводят на службу в склад, где он прослужил до демобилизации.

Домой матрос Черноморского флота вернулся в апреле 1951 года. Через год женился на односельчанке Марии Субботиной. А трудовую деятельность Николай Викторович посвятил молочно-товарной ферме,  где когда-то пацаном ухаживал за телятами. Сначала работал животноводом, а потом возглавил ферму.

В жизни моего героя были разные моменты. И трудовые успехи, отличная учеба сына и дочери, уважение односельчан. Но были и испытания, через которые довелось ему пройти. В 1969 году Николай Викторович пережил смерть своей жены. Он настолько любил ее, что дал слово родным больше не жениться.

А потом начались долгие мытарства по военкоматам, где не один год ему пришлось доказывать, что он является ветераном войны. Когда он туда принес документы, закоренелый чиновник, прочитав в военном билете специальность, словно отрезал:

— Такелажник не может быть ветераном войны!

И такую черствость работников военкомата ему удалось преодолеть. В конце концов, его признали ветераном, и глава района А.П. Писарев вручил Н.В. Фатневу юбилейную медаль к 70-летию Великой Победы, о чем писала наша газета.

Сегодня Николай Викторович проживает в родном селе вместе с сестрой. Ни на что не жалуется, хотя болезни дают о себе знать. И часто вспоминает свою службу на флоте, которая была ярким моментом в его жизни.

Здоровья и долголетия Вам, уважаемый Николай Викторович!