Эксперты рассказали, когда повысят цены на проезд
В конце года принято подсчитывать, на сколько изменятся цены на все в будущем году.
11 января 2016 года вступил в силу федеральный закон № 220. Он призван навести порядок в экономике перевозок. Регулируемые тарифы на пассажирские перевозки означают ограничение со стороны власти, при условии дотирования из бюджета. Нет дотаций — перевозчик вправе устанавливать стоимость проезда самостоятельно.
Пессимисты еще в конце прошлого года пугали оренбуржцев бурным ростом цен на проезд в общественном транспорте после старта закона. Однако, как и предполагали эксперты, коллапса не произошло. Хотя спокойной ситуацию в отрасли назвать нельзя.
Месяц назад в Орске подняли стоимость проезда и ввели дифференциацию тарифа на дневной и вечерний. Основной причиной назвали скачок цен на топливо. Тогда глава региона, общаясь с перевозчиками, подчеркнул, что повышение цен на проезд должно быть обдуманным и взвешенным.
Взвешиваем аргументы
А взвешивать, на самом деле, есть что. Многие автомобилисты, заправляющиеся на газовых станциях, обратили внимание, что в начале года сжиженный газ стоил 14 рублей за литр, а сейчас он уже более 20 рублей. Подорожало топливо на 42 процента.
Кроме постоянного увеличения расходов, эксперты в России указывают на новый тренд — пассажиропоток снижается. Называют даже цифры — в среднем на 10-15% в год. Личный автомобиль перестает быть роскошью для все большего числа оренбуржцев.
Что в таких условиях делать перевозчикам? Снижать зарплату водителям и автомеханикам? Не ремонтировать автобусы и Газели? Прятаться от налогов? Повышать тарифы на проезд?
— Пересмотр тарифов, исходя из темпов инфляции — это нормальная практика в любой отрасли, будь то производство товаров или оказание услуг. Пассажирские перевозки не могут быть в данном случае исключением, так как имеют достаточно сложную структуру расходов, никаким образом не зависящую от самих перевозчиков. Другими словами, какие бы меры не предпринимали перевозчики для снижения затрат, на стоимость страховки они повлиять не могут, то же самое относится и к стоимости топлива, затратам на исполнение требований множества федеральных законов и т.д. Наряду с этим пассажирские перевозки имеют высокую социальную ориентированность, поэтому каждый перевозчик должен взвешенно подходить к вопросу пересмотра тарифов, чтобы соблюсти баланс между коммерческой составляющей и возможностями пассажиров, — отмечает начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Максим Фазулин.
У нас не Европа
Во всей России тарифы на перевозку пассажиров в последние месяцы растут и являются предметом бурного обсуждения. Но закон четко определяет: не имеешь возможности дотировать перевозки, значит, будет повышение тарифа.
В Европе и США, как правило, есть единый заказчик транспортной услуги, который выплачивает перевозчикам деньги в соответствии с себестоимостью услуг и фиксированным уровнем прибыли. Разницу между выручкой и расходами компенсируют из бюджета.
Таким образом решается несколько государственных задач. Во-первых, помощь малоимущим, не имеющим личного транспорта. Во-вторых, стимулирование спроса на поездки и снижение автомобилепользования, то есть загазованности городов.
В городах Оренбуржья субсидирование частных перевозчиков отсутствует, а доля муниципального транспорта мала. Так что ответ на вопрос — когда повышать тарифы на проезд — становится очевидным. Все дорожает, и проезд в общественном транспорте не может быть исключением.
Автор Александра Долматова