Небо. Самолет. Девушка.

Двеннадцатого июля бортпроводники всех стран отмечают свой профессиональный праздник: Всемирный день бортпроводника гражданской авиации. Романтичнее работы стюардессы, наверное, и придумать невозможно. Корресподент RIA56, поговорив с представительницей этой профессии в Оренбурге, в этом только лишний раз убедился.

Девушка приятно удивила: она хорошо образована, но не перестает учиться и самосовершенствоваться. Умна и красива, но не заносчива, наоборот – с ней легко и приятно общаться. Знакомьтесь: Татьяна Мелихова – бортпроводник-инструктор компании «Оренбургские авиалинии».

           

– Многие люди считают профессию стюардессы очень романтичной, вы считаете её таковой?

– Я согласна с большинством людей, профессия на самом деле романтичная. Взять хотя бы мой пример.  Я на эту работу пошла, потому что была влюблена в молодого человека, который теперь является моим мужем. Мы познакомились ещё на земле, он устроился в авиакомпанию раньше, а я по большой любви пошла вслед за ним, хотелось быть рядом всегда.

Сначала я прошла кастинг-собеседование, который был на английском языке. Позже мне перезвонили и обрадовали, сказав, что берут меня на работу. А мой будущий муж еще не знал о том, что я устраиваюсь стюардессой. Когда мы встретились на работе, это был сюрприз. И вот мы уже четыре года в счастливом браке, у нас все романтично и в небе, и на земле.

– Сколько лет вы работаете бортпроводницей?

– Я работаю уже семь лет. Сначала, естественно, три месяца обучалась будущей профессии в Москве, там есть специальная авиационная школа.

– Какие требования предъявляют к внешнему облику девушки, когда берут на работу?

– Приятные внешние данные перво-наперво. Размер одежды должен быть не больше 46. Рост и вес также важны [бортпроводницы должны быть такого роста, чтобы дотягиваться до верхних полок, а по весу и телосложению – чтобы не задевать пассажиров и легко проходить в самолете через узкие коридоры между посадочными местами – прим. ред.]. Если бы я принимала людей на работу, я бы смотрела, в первую очередь, на улыбку. Чтобы она была искренняя и красивая. Думаю, и в нашей профессии, при приеме на работу, на это тоже внимание обращают.

– Кстати об улыбке: стюардессы должны все время улыбаться и быть вежливыми с пассажирами. Это вообще легко – постоянно быть в хорошем настроении и улыбаться незнакомым людям?

– Я думаю, это зависит от человека. Если ты в жизни позитивный, много и искренне улыбаешься, то тебе будет не сложно и на работе. А если ты по жизни угрюмый бирюк, то твою неискреннюю улыбку пассажиры сразу заметят. Но у нас на работе таких нет, все люди хорошие и улыбаются естественно.

– Стюардесс часто воспринимают как обслуживающий персонал. Но это наверняка нет так. Какие обязанности у бортпроводников?

– Это стереотипное мышление развеять мне не под силу, потому что если человек имеет определенное представление об этой работе он, наверное, так и будет думать. На самом деле все далеко не так. Мы делаем качественный сервис, а это большая, серьезная и сложная работа, которой обучают. То есть помимо раздачи питания в самолете, мы  обеспечиваем безопасность пассажиров на борту – проводим пассажирский брифинг, где инструктируем их о ближайших выходах, в случае эвакуации, как правильно себя вести в опасных ситуациях. За все это бортпроводники несут огромную ответственность. Просто так к нам «с улицы» никто не приходит  и за два дня бортпроводниками не становятся.

– Какими внутренними качествами должна обладать  девушка, чтобы стать стюардессой?

– Пунктуальность важна. Также необходимо быть очень внимательной, потому что на плечах бортпроводницы ответственность за пассажиров, она обязана все замечать: если какая-то опасность – стюардесса должна чувствовать и видеть её наперед. Плюс к этому самообладание – в нужный момент не испугаться и взять себя в руки, чтобы в экстренной ситуации вовремя и правильно среагировать.

Она также должна быть внимательной к каждому человеку. Всякому пассажиру нужен свой подход. Особенно, если попадаются неадекватные пассажиры. Грубо мы никогда не разговариваем, стремимся быть вежливыми. Некоторых успокаивает наш строгий тон, а кто-то может воспринять его как оскорбление, и еще больше завестись, приходится искать подход к каждому. Кто-то реагирует на шутки и успокаивается, с третьими просто надо быть ласковей. Мы стараемся всегда быть вежливыми и улыбчивыми.

          

– Случались ли опасные ситуации в воздухе?

– Слава богу, нет. У нас не было никаких неполадок с самолетом, как иногда показывают по новостям: отказ двигателя, например. Но на моей практике были иного рода случаи: когда у пассажиров случались проблемы со здоровьем. Приступ сахарного диабета был на борту, и с сердцем становилось плохо у пассажиров. Сейчас вспоминаю и мурашки по коже, потому что это на самом деле страшно. Вот где вы видели, чтобы обслуживающий персонал [официанты, например] оказывал медицинскую помощь человеку, когда тому стало плохо. А бортпроводники, по мере возможности сами оказывают медпомощь. Нас обучают всему, даже принимать роды. Потому что всякое может случиться. Если на борту есть медработник, то мы, конечно, передаем пассажира в руки настоящего доктора, но сами контролируем процесс и оказываем содействие все равно.

– А в детстве вы кем мечтали стать?

– Судьей. Я училась на юридическом факультете и хотела свою жизнь связать с юриспруденцией. Но потом «оказалась в небе» [смеется]. Хотя я нисколько не жалею о том, что у меня есть юридическое образование. Оно близко к гуманитарному и дало свои плоды в плане коммуникабельности. Мне проще общаться с людьми, больше тем для разговоров. Да и знание законов пригодиться всегда. Сейчас я получаю второе образование – учусь на психолога в ОГУ.

– Находится ли в небе свободная минутка для отдыха или вы постоянно на ногах, работаете?

– Конечно, длительные перелеты сопровождаются и хорошим отдыхом. Если взять двухчасовой перелет то здесь: полчаса набор высоты полчаса снижении и минут сорок обслуживание – мы все это время в салоне – пристегиваем пассажиров, обслуживаем и т.д. А когда перелет длиться девять часов и более, естественно, как только бортпроводники выполнили свою работу в салоне и сели на свои станции, и выдалась свободная минутка – тут кто на что горазд. Я, к примеру, читаю. Самую разную литературу: по психологии, классику, перечитываю книги из школьной программы, если что-то упустила тогда.  А иногда мы с девчонками-стюардессами просто болтаем  «о своем, о женском».

– А парни-стюарды есть в вашей бригаде?

– Да есть. Это хорошо, потому что мне кажется, женщинам-пассажиркам приятнее видеть мужчину возле себя.  Многие думают, что на такой работе парни становятся женственнее. Это огромное заблуждение на самом деле. Просто они начинают следить за собой: стильно одеваются, приводят в порядок лицо, ходят на маникюр, чтобы ногти всегда были чистые и аккуратные. Я думаю, каждой женщине приятнее смотреть не на неряшливого мужика, а на ухоженного мужчину, который уважительно относится к  тому, как он выглядит.

– Бортпроводники много времени проводят на ногах, соответственно – большая нагрузка на спину и ноги. Сильно устаете?

– Конечно, бывает усталость ужасная. Но нас приводить себя в форму тоже учили. На курсах был предмет медицины, где нам рассказывали, как помочь не только пассажирам, в случае чего, но и как себя спасти после тяжелого рейса. А вообще, здоровье должно быть изначально крепким, перед тем как в эту профессию подаваться. Потому что, как говориться, где тонко там и рвется.

– Как я понимаю, вы много путешествуете.

– Да у нас с мужем такое хобби. Мы любим посещать страны далекие и неизведанные, куда наша авиакомпания пока не летает.

– Какая страна или место, где вы побывали, наиболее запомнилось, полюбилось?

– Любимого места пока нет, потому что столько ещё нужно объездить и посмотреть, но в моей памяти запечатлелись Мальдивские острова своей шикарной природой. Вообще каждое место запоминается по-своему. Например, в Камбодже восхитил тамошний народ. Несмотря на то, в какой они живут бедности, они очень добрые. Камбоджийцы невероятно улыбчивы и всегда готовы прийти на помощь. Я не встречала людей добрее их. И о богатстве не мечтают – они счастливы прямо сейчас.

Поразил меня Таиланд, у них очень интересная культура.  Да и вообще вся юго-восточная Азия меня вдохновила, там каждая страна привлекательна по-своему.

У меня, как у любого путешественника, есть хобби: кто-то собирает магнитики на холодильники, а я собираю пакетики с сахаром. Когда бываю в других странах или городах, посещаю обязательно самые разные кофейни и оттуда забираю эти маленькие пакетики сахара, но они всегда необычные: с изображениями каких-то достопримечательностей  (пекинской телебашни, например), или просто с необычными картинками. У меня дома есть сахарница-музей, в которой собраны самые разнообразные такие пакетики. И моя коллекция постоянно пополняется.

– 12 июля ваш профессиональный праздник Всемирный день бортпроводника гражданской авиации. Как планируете отпраздновать?

– 12 июля утром мы вылетаем из Москвы в Китай, это будет девятичасовой рейс на Боинге 777 [наш регулярный рейс], где летают граждане поднебесной и, получается, мы с бригадой будем отмечать свой праздник прямо в воздухе. Китайцы, кстати, английский язык знают плоховато, поэтому рейс будет веселый.