Жители поселка Биофабрика Орска задыхаются от запаха свинофермы

Едва выходишь из автомобиля – оказываешься в эпицентре резкого, вызывающего тошноту запаха. Справа простирается бесконечная ковыльная степь, слева – отстойник, куда сливает нечистоты мясоперерабатывающее предприятие ООО «Мясопром». Такую картину наблюдал корреспондент «Орской газеты» в городском поселке Биофабрика Оренбургской области.

– Название сменилось – вонь осталась! – подчеркивает председатель Совета поселка Новая Биофабрика Нина Авдеева, которая сопровождает репортера «ОГ» к месту источника запаха.

С проблемой, которая стала бичом Новой Биофабрики, Нина Алексеевна обратилась к врио губернатора Оренбургской области Денису Паслеру через газету.

– От этого жуткого нестерпимого запаха мы страдаем с тех пор, как неподалеку от поселка открылся свинокомплекс, – рассказывает наша собеседница. – Когда возводили комплекс, нам обещали, что все будет устроено по самым современным технологиям. А в результате – сплошная вонь. Отсыпали огромную площадь, которая имеет глубину 1-1,5 метра, и сливают жижу в этот отстойник. Она нагревается на солнце, и в радиусе нескольких километров по округе распространяется зловоние.

На территории свинокомплекса работает два предприятия: ООО «Орский бекон» и ООО «Мясопром». Последнее все время меняет вывеску.

– Если ранее немало проблем нам доставляло ООО «Орский бекон», то после вмешательства бывшего губернатора Оренбургской области Юрия Берга ситуация немного улучшилась, – говорит Нина Алексеевна. – А расположенный близ поселка «Мясопром» практически ежедневно травит нас. Особенно сильная вонь в выходные дни.

– Со мной проживает 94-летняя мама, и ей от неприятного запаха не единожды становилось плохо, – вступает в разговор жительница дома № 75 Любовь Кунегина, пенсионерка, живущая в поселке с 1974 года. – Стараемся сразу закрывать все окна, но в аномальную жару без поступления воздуха сложно. Вечером выходим с жильцами подъезда посидеть на лавочке, но с восьми часов вечера в выходные становится невозможно дышать. А когда порывы ветра доносят запахи сразу с двух мясокомбинатов, становится просто невыносимо.

– Такое ощущение, что наши соседи хотят нас быстрее свести в могилу, – дополнила рассказ 77-летняя Екатерина Арсеньева, жительница дома № 74. – Мы настоящие заложники предприятия, которое делает деньги на нашем здоровье. А ведь в поселке около 400 детей, которых травят буквально с пеленок. В последнее время в Новой Биофабрике появилось много грудничков, которых мамы вывозят гулять на воздух. На какой воздух? Отравленный нечистотами свинокомплекса? Очень хочется, чтобы врио губернатора Денис Паслер лично заглянул в наш поселок. Одно дело послушать, как мы здесь страдаем, и совсем другое – самому почувствовать этот мерзкий запах; поговорить как с жителями, которые давно готовы выйти на сход, так и с руководством «Мясопрома».

– Один такой разговор на повышенных тонах в прошлом году состоялся, когда к отвалу приехали бывший первый заместитель главы Орска Юрий Исаев и тогда еще руководитель Советского района Евгений Новиков, – продолжила Нина Авдеева. – Они поразились увиденному и провели многочасовой разговор с хозяином предприятия. После этого в течение нескольких месяцев мясокомбинат не работал. Наверное, проводились какие-то мероприятия по предотвращению выбросов через стоки. А потом ко мне пришли… рабочие предприятия. Начали пускать слезу, мол, сидим без работы, без денег. Но я же общественница, а не административный работник! Не могу раздавать те или иные индульгенции. Я просто доношу до муниципальных органов власти реальную ситуацию по вопросам жизнедеятельности поселка.

У злополучного отстойника, искусственно возведенного соседним предприятием, мы провели минут 15, но этого оказалось достаточно, чтобы привезти в редакцию «привет от свинок»: одежда пропиталась вонью, а мы, подышав короткое время ароматами, получили легкое першение в горле.

Отстойник, куда сливаются нечистоты «Мясопрома», занимает немалую площадь. В настоящее время количество жидкости немного сократилось, как утверждают очевидцы, но тем не менее злосчастное место функционирует.

Мы не увидели там даже птиц. Поблизости было лишь засохшее дерево. Только кустарники еще не потеряли зеленый вид. Но под густой запах отходов от свинопроизводства они, пожалуй, обречены на страдания, как и жители поселка, где проживает две с половиной тысячи человек. Или же все-таки будут приняты меры административного порядка, которые удовлетворят справедливые требования стариков и детей Новой Биофабрики?

Константин Мусафиров, «Орская газета».