Житель Медногорска показал военный билет с автографом Юрия Гагарина
Житель города Медногорска Оренбургской области Геннадий Карпеев рассказал о своей службе на Байконуре, встречах с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным и его автографом в «военнике» журналистам газеты «Медногорский рабочий».
Военный билет – документ серьезный. Посторонних записей в нем быть ни в коем случае не должно. Но на последней страничке военного билета Геннадия Федоровича навсегда остались две подписи, два автографа – Юрия Гагарина и летчика-космонавта Владимира Комарова. Причем, автограф Комарова, возможно, — самый последний в его жизни, так как расписались легендарные герои в этом документе за несколько часов до старта космического корабля «Союз», полет которого завершился гибелью космонавта.
Срочную службу в далекие 60-е годы Карпеев проходил на космодроме Байконур. Там не раз ему довелось встречаться с первыми советскими космонавтами и главным конструктором космических кораблей Сергеем Королевым. На космодроме Карпеев был командиром отделения электриков по низковольтным сетям и жить не в казарме, а в комнатушке при подстанции, расположенной неподалеку от домика Королева, а также домиков, где жили космонавты. Гагарина он впервые увидел в марте 1965 года, перед полетом в космос Леонова и Беляева.
— 17 марта 1965 года, я впервые увидел Юрия Алексеевича. В последующем же доводилось с ним сталкиваться не раз. Улыбчивый, обаятельный, он был очень простым в общении. Весной и летом ходил по территории в тренировочном костюме и кроссовках. Не раз присоединялся к нам на спортплощадке, когда мы играли в волейбол, — вспоминает Карпеев.
В апреле 1967 года космонавты вновь съехались на Байконур перед стартом космического корабля «Союз». В космос летел Владимир Комаров, это был второй его космический полет. Дублером Комарова был Гагарин. Во время торжественного митинга Карпеев находился на своем посту, на дежурстве, а накануне ребята из инженерно-технической роты очень просили его взять автографы у космонавтов.
Вечером космонавты группой вышли пройтись по свежему воздуху. У Геннадия была одна чистая открытка, поздравительная. Он вышел из домика подстанции, дождался, когда космонавты пойдут мимо него, и попросил их расписаться. Расписались Гагарин, Комаров, Быковский, Николаев, Беляев, кто-то еще, он уже и не помнит. Все пошли дальше, а Гагарин с Комаровым повернули к домику кого-то из военных. И тут подумал Карпеев, что открытку-то отдаст товарищам, а самому на память автографа не останется, выразил вслух свое сожаление. Юрий Алексеевич остановился, повернулся к солдату, который внешне ему был давно знаком и предложил тоже расписать на память. А в кармане у Карпеев был только военный билет, на нем и расписались космонавты.
Много лет прошло с тех пор, а Геннадий Федорович продолжает бережно хранить немногочисленные фотографии, сделанные в ту пору, и военный билет с автографами Гагарина и Комарова.
Фото Светланы Милицкой