Здравоохранение: раньше было дорого, теперь – неудобно

Оптимизация лечебных учреждений продолжается. Власти говорят о её эффективности, местные жители – о невнимании к их проблемам.

Четыре койки

– В советское время все участковые больницы процветали и развивались. В голодные годы, при Горбачёве, их сохранили. Ельцин советовал потуже затянуть пояса, но больницы не тронул…

Валентина Георгиевна с тоской вспоминает былые времена. И не потому, что по привычке «советский» человек любит ругать нынешнее, а по вполне объективным причинам: если раньше в родном для неё Адамовском районе проблем с получением медицинских услуг не было, то теперь с каждым годом становится всё сложнее.  В районе за последние годы фактически прекратили действовать четыре больницы – в Комсомольском, Майском, Аниховке и Брацлавке. Вроде бы как и не закрыты учреждения, но врачей нет, работает только средний медперсонал, а лечение люди получают в дневном стационаре, и то не везде. Пациенты с серьёзными заболеваниями направляются в райбольницу. Расстояния приходится преодолевать – и по 50, и по 80 километров в один конец – на санитарном транспорте, скорой помощи или своим ходом.

Из Комсомольского, родного посёлка Валентины Георгиевны, дочери первоцелинников, главврач участковой больницы уехал ещё в прошлом году. С тех пор стационар в ЛПУ не работал. Первичную медико-санитарную помощь жителям оказывают две медицинские сестры, акушерка и зубной врач. В феврале этого года больница преобразована во врачебную амбулаторию с четырьмя койками дневного стационара и стационаром на дому. К участку (с учётом двух соседних сёл) прикреплено 1,3 тысячи человек. Многие из них ветераны, первостроители, первоцелинники. Люди, десятки лет работавшие на адамовских землях.

Все они теперь с волнением ждут завтрашнего дня – чем ещё обернётся для них слово «оптимизация»? Многие опасаются: «Скоро нас совсем закроют». Ездить за профессиональной помощью сельчанам предлагают в райцентр. Однако для большинства пациентов поликлиник даже эти путешествия в тягость. А уж отстоять очереди в регистратуру, на приём, сдать анализы – и вовсе подвиг. Многие, махнув рукой на проблемы со здоровьем, тянут до последнего.

– Так у нас скоро совсем стариков не останется. Молодёжь разъезжается. Вот и не нужна будет больница. И проблем нет.

Дошли до верхов

В посёлке Энергетике Новоорского района настроения тоже далеко не радужные. Правда, здесь люди активнее – стараются всеми силами больницу отвоевать. Волнуется общественность не первый год.

– Сокращения в ЦРБ происходили не единожды, – рассказывает житель посёлка Геннадий Давыдов. – Роддом, инфекция, терапия, физкабинет. Кухню закрыли. Работает только дневной стационар. Нас пытаются убедить, что закрывать больницу не будут, но процесс к тому идёт.

В Энергетике проживает 8 350 человек. В состав лечебного учреждения, по данным минздрава, входит дневной стационар, реанимационное отделение, поликлиника, скорая помощь. Здесь работают и свои узкие специалисты, и бригады из Новоорской ЦРБ. В рамках программы «Земский доктор» прибыли терапевт и хирург, в этом году приедет врач-невролог. «Серьёзные» больные госпитализируются в райцентр. Там же получают помощь беременные, роженицы. На базе Новоорской больницы, кстати, действует межмуниципальный центр, где оказывается целый спектр медуслуг.

Казалось бы, о чём волноваться? Вроде бы всё не так уж и плохо складывается. Однако жители посёлка боятся, что процесс бесконечных сокращений медперсонала приведёт в итоге к закрытию. И митинговали, и письмо президенту написали, собрав две с половиной тысячи подписей. Губернатор Юрий Берг, побывав здесь в октябре прошлого года, согласился – решать вопрос о сохранении больницы необходимо.

– От президента наше письмо спустили для разбирательств на районный уровень. Была после приезда губернатора комиссия. Так всех лежачих больных выпроводили по домам, проверяющим показали пустые койки, – сетует Геннадий Иванович. – Какой они могли сделать вывод? Только лишь, что содержать стационар неэффективно. Молодых специалистов к нам не отправляют. В итоге придём к тому же, что и в других посёлках творится. А у нас много диабетиков, почечников, сердечников, гипертоников. В райцентр с такими болячками не наездишься.

Вам же будет лучше

Региональный минздрав пытается донести свою точку зрения.

– Современное здравоохранение делает акцент на амбулаторную практику, – говорит пресс-секретарь министерства Наталья Чепургина. – Особое внимание уделяется при этом сохранению здоровья сельского населения. Сегодня мы направляем усилия на развитие новых форм медицинской помощи: врачебных амбулаторий, общеврачебной практики, расширение выездной работы врачебных бригад.

При этом, делает акцент Наталья Николаевна, доступность стационарной помощи не уменьшится, напротив, она будет проводиться на более качественном уровне, как того требуют стандарты. При необходимости пациенты направляются в ЦРБ, в сложных случаях – в областные клиники и даже федеральные.

Беспокойство граждан, утверждают в ведомстве, необоснованно: речь идёт не о закрытии в сёлах лечебных учреждений, а о преобразовании участковых больниц во врачебные амбулатории (в учреждении и на дому оказывается доврачебная и первичная врачебная помощь по таким направлениям, как терапия, хирургия, стоматология, иногда и педиатрия, акушерство, гинекология). Суть таких перемен – в сокращении неэффективных круглосуточных коек.

Не те условия

Оптимизация, однако, требует индивидуального подхода. Это понимают и в министерстве. И утверждают: там, где нет возможности обеспечить на должном уровне медпомощь в условиях дневного и домашнего стационаров, участковые больницы будут сохранять. Меж тем, комментирует Наталья Чепургина, сокращение коечного фонда на объёмах оказания услуг в худшую сторону не сказалось. Вместо больничных койко-мест создано 600 коек специализированной медпомощи. Они есть, например, в тех же межмуниципальных центрах и первичных сосудистых отделениях.

Только вот людей такой вариант не устраивает. Быть может, дело в привычке. Может, в страхе остаться даже без минимальной помощи. Кроме того, для пожилых или тяжёлых больных путешествие в райцентр совершить весьма и весьма затруднительно. И остаться без поддержки родных и близких в тяжёлый период болезни страшно, а на посещения за десятки километров не наездишься. С другой стороны, понятно: полупустая круглосуточная участковая больница – это действительно неэффективное расходование и без того невеликого бюджета сферы здравоохранения. А если не будет возможности предложить сельскому доктору достойную зарплату, кадровый вопрос разрешить так и не удастся. В итоге останемся с круглосуточным стационаром и – без врачей. В любом случае, оптимизировать ЛПУ следует в целях их доступности. Если верить заявлениям минздрава, так и должно быть.