Венки на трассе: дорожное недоразумение?

В

прошлом году на территории области произошло 2 449 дорожнотранспортных происшествий, в результате которых погибло 369 и ранено 3 220 человек. В первом полугодии 2013-го число погибших также велико – 168.

Все жертвы дорожных трагедий похоронены на кладбищах. Однако о многих из них напоминают кресты и памятники, установленные на обочинах больших и малых дорог. Отношение окружающих к этой похоронной атрибутике неоднозначно – от одобрения до полного запрета.

Тотем или?..

– Угнетающе действует на психику,– говорит Андрей Степняк из Тоцкого военного городка. – В дороге все помыслы должны быть чистыми.

По роду службы Андрею часто приходится колесить по дорогам Приволжского федерального округа. Памятники, кресты и прочие знаки встречаются повсюду, но, по его мнению, в Оренбуржье их особенно много.

– Пусть стоят,– утверждает Вадим Анохин из Бузулука,– как дополнительные знаки предупреждения об опасности. Иной дорожный «кирпич» мы и не заметим, или сделаем вид, что не замечаем, а этот крест тут же отразится в подсознании.

– Не согласен,– говорит дальнобойщик Иван Воскобойников.– Похоронной атрибутике не место у дорог. Это же не дело, когда обочины в отдельных местах напоминают кладбище.

С Иваном Семёновичем мы ведём разговор на эту невесёлую тему у переволоцкой автозаправки. С напарником он возвращался из Китая, где под завязку загрузился тамошним ширпотребом. Пользуясь случаем, спрашиваю его о Поднебесной. Оказывается, там ставить похоронные знаки у дороги запрещено. Нарушение карается по-китайски строго.

Звоню в Бузулук Борису Каменскому. Неутомимый оптимист и путешественник, Борис Юрьевич побывал во многих регионах России и в нескольких десятках стран мира.

– За Байкалом, в Туве, места некоторых дорожных происшествий можно определить по тотемным знакам,– рассказывает Борис Юрьевич.– Проезжая мимо, иной водитель или пассажир бросают на обочину монетку, чтобы отогнать злых духов.

– В Латинской Америке,– продолжает Каменский, – похоронная атрибутика у обочин тоже не редкость. И тот же ритуал, что и в Туве.

А вот в Африке нашему путешественнику памятники у дороги не попадались, хотя и там есть современные автотрассы со скоростным движением, где время от времени случаются аварии. В Западной Европе вообще не принято упоминать об авариях какими-то знаками памяти.

– Там этот жест воспринимается как недоразумение,– рассказывает Пётр Крамер, мой добрый знакомый из маленького германского городка Кётен, что под Лейпцигом.

Наваждение

Пять лет назад мне приходилось обращаться к этой теме. Причиной послужило небольшое дорожное происшествие у Тоцкого. Водитель девятки прямо у нас на глазах внезапно съехал с автотрассы. Дело происходило в декабре и обочину частично занесло снегом, что и смягчило удар. Когда с подоспевшими водителями мы вытолкали машину на дорогу, я спросил у незадачливого шофёра о причине случившегося. И тут он показал на четыре больших, стоявших поодаль от дороги, креста.

– Засмотрелся,– признался он,– и совсем забыл про дорогу. Ступор сознания какой-то!

Кстати, те кресты до сих пор стоят на том же самом месте. Нынче их даже подновили, чтобы было видно издалека.

За пять лет движение на этом участке федеральной трассы стало интенсивнее. Сегодня в сутки здесь проходит более десяти тысяч машин, увеличилось и число аварий с человеческими жертвами.

– Это какое-то людское наваждение – ставить кресты и памятники у федеральной трассы!– разводят руками дорожники.– Они мешают проводить ремонтные работы, портят общий вид. Нужен специальный закон.

Каверзные задачки

В 2006-м попытки его принятия уже предпринимались. Но дело где-то застопорилось и даже не дошло до первого чтения. И вот сейчас готовится новая редакция этого проекта. Никто его ещё пока не видел в полном формате, но «Российская газета» вместе с информацией опубликовала некоторые фрагменты. Законопроект, в частности, гласит, что «Размещение и установка похоронных предметов нарушают правила использования полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог».

Центральное телевидение тут же выдало сюжет на эту тему с дорог Подмосковья, где этих «похоронных предметов» великое множество. И оказалось, что серьёзных исследований по этой теме не проводилось, всякий рассуждает о ней в силу своих знаний и ощущений. А каверзных вопросов и задачек здесь множество. Среди мелких крестов и пирамидок встречаются монументальные произведения в честь людей известных. К примеру, у обочины одной из трасс на месте гибели Валерия Харламова установлен памятник, который стал местом паломничества хоккеистов, и не только российских. С этим и ему подобными атрибутами-то как быть?

Возникают и другие вопросы – от мер воздействия на нарушителей придорожного порядка до методики контроля за этим порядком.

Живите долго!

Однажды на ростовской трассе, где кресты и памятники вдоль дорог встречаются нечасто, автору этих заметок попалась небольшая стела. На ней вместо набивших оскомину предупреждающих знаков о необходимости соблюдать чистоту на обочинах, было написано: «Живите долго!» Всего два слова, но они до сих пор сохранились в памяти, как доброе дорожное напутствие.