В Ташлинском краеведческом музее хранятся створы икон-складней
Вот такие створы старинных икон-складней хранятся на полках Ташлинского краеведческого музея. Хранитель предметов Елена Чернова рассказала, что пять лет назад их нашел Владимир Еременко из Ташлы. Изумительные по рисунку православные святыни он обнаружил на старице Урала, вблизи села Раннего.
— Нам пришлось их почистить, но все же, нужно сказать, они хорошо сохранились. Эти медные иконы, состоящие из трех- четырех створок, назывались походными. Это был, можно сказать, своеобразный переносной иконостас. И сейчас во многих ташлинских семьях есть такие святыни, доставшиеся нам от бабушек и дедушек. Когда казаки или члены их семей уезжали из дома, например, в военный поход, на учения, в путешествия, на богомолье, обязательно брали с собой такие иконы, — рассказала Елена Николаевна.
Мастера отливали нагрудные, нательные иконы, которые носили на цепочке или шнуре. Когда наши предки делали остановку в пути, ставили святыни на видное место и возносили им молитвы. Иконы были у каждого казака. Так называемые киотные складни помещали в красный угол избы.
Найденные вблизи Раннего части от походных икон имеют прямоугольную форму и килевидное навершие.
Створы соединялись меж собой трубчатыми петлями, в которые вставлялся стальной стержень. Крайние боковые части собирались в первую очередь, они ложились внутрь, а только потом складень захлопывался как книга. Размер его был примерно с крупную мужскую ладонь.
Внутри находились двенадцать небольших клейм. Каждое представляет собой отдельное изображение и является четкой продуманной многофигурной композицией.
На клеймах первой найденной створы, составляющей когда-то вторую часть квадриптиха — четырехстворчатой походной иконы – мы видим следующие сюжеты: навершие – Троица Новозаветная, и четыре сюжета двунадесятых православных праздников: Сретение Господня, Крещение, Вознесение и Вход Иисуса Христа в Иерусалим.
На второй найденной иконе, она, скорее всего, являлась, третьей частью четырехстворчатого складня, изображены Сошествие Господа во ад, Вознесение, Живоначальная Троица и Успение Пресвятой Богородицы.
В кокошнике иконы, то есть наверху, евангельский сюжет – Воздвижение Креста Господня. Эта иконочка цветная — она покрыта синей краской. Этот цвет означает небо, а еще это цвет Богородицы, которая сочетает в себе и земное и небесное.
И третья часть от складня называется «Похвала Богородицы», здесь отлиты поклонения четырем иконам Богородицы — Тихвинской, Владимирской, Смоленской и «Знамение».
Также Владимир Еременко передал в музей найденный им медный старинный оклад иконы и часть оклада другой святыни.
— Теперь уже мы никогда не узнаем, случайно ли обронил зазевавшийся казак святыни, или, что скорее всего, иконы и оклады, опасаясь ареста и расстрелов, опустили на дно реки в дни гонений на церковь. Посетители, приходящие в музей, с большим интересом рассматривают иконы. Искусная работа мастеров-литейщиков XIX века, тщательная прорисовка деталей евангельских событий, трепетное отношение к святыням казаками — все это хранит непостижимые для нас тайны, — говорит Елена Николаевна.
Надежда Малкина, газета «Маяк»