В прокуратуре Оренбуржья рассказали о самых частых жалобах от граждан
Более 45 тысяч обращений от граждан поступает в прокуратуру Оренбургской области ежегодно. Уже сейчас по итогам работы за 9 месяцев 2021 года в ведомство обратилось более 35 тысяч человек за защитой своих прав. Старший помощник прокурора Оренбургской области Татьяна Зимина рассказала порталу РИА-56 о том, какие вопросы чаще всего волнуют оренбуржцев, а также о практике рассмотрения обращений.
— Как часто оренбуржцы обращаются в прокуратуру области?
— Результаты проводимых нами анализов свидетельствуют о практически не снижающемся количестве обращений, поступающих в прокуратуру области. При этом следует отметить, что зачастую заявители, минуя органы государственной власти и местного самоуправления, государственного контроля, правоохранительные органы, обращаются по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов, непосредственно в прокуратуру. Это объясняется, в первую очередь, повышенным доверием к прокуратуре области, а также возможностью для граждан доступно и быстро направить обращение, в том числе по различным электронным каналам связи.
В своей работе прокуроры повышенное внимание уделяют рассмотрению обращений граждан. По каждому пятому обращению доводы заявителя находят свое подтверждение.
Например, в текущем году прослеживается определенная динамика обоснованных обращений на нарушения в области окружающей среды и природопользования (+ 210,5 %). Увеличилось число удовлетворенных жалоб на 160% в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
— ТОП-3 направлений, по которым поступает больше всего жалоб?
— Если говорить об итогах 9 месяцев 2021 года, то наибольшее число жалоб поступило на нарушения в сфере ЖКХ (1 432), что обусловлено ненадлежащим содержанием управляющими компаниями объектов коммунальной инфраструктуры, нарушениями при проведении работ по капитальному ремонту.
Прокурорами в данной сфере выявлялись факты нарушения порядка формирования тарифов на коммунальные услуги, ненадлежащего обеспечения населения коммунальными услугами, отсутствия обслуживающих и управляющих компаний.
Например, прокуратурой Советского района Орска в ходе проверки обращения жителей одного из домов выявлены факты подделки подписей жильцов в протоколе общего собрания при смене управляющей компании. По результатам рассмотрения материала прокурорской проверки возбуждено уголовное дело.
Значительное число поступивших (1 416) и удовлетворенных жалоб (365) в сфере исполнительного производства обусловлено, в том числе, активной позицией ряда микрофинансовых организаций по взысканию кредитной задолженности с физических лиц, при недоработке служб судебных приставов, существующими проблемами по взысканию алиментных обязательств.
Другая проблема – это обеспечение граждан жильем. На нарушения жилищного законодательства поступило более 700 жалоб, что обусловлено высокой степенью износа жилищного фонда, недоступностью покупки жилья для социально незащищенных групп населения.
— Граждане зачастую обращаются анонимно или лично? И как будет рассмотрено анонимное обращение?
— Как правило, граждане обращаются лично с указанием контактных данных, излагают суть своей проблемы, просьбы либо предложения (например, в сфере совершенствования действующего законодательства и т. д.). И соответственно хотят получить ответ на свой вопрос, указывая удобный для них способ его направления.
В качестве анонимных поступает менее 1% обращений. Иногда это связано с боязнью осложнения взаимоотношений со своим работодателем, если это касается трудовых отношений, жители небольших населенных пунктов также не всегда ставят подписи под своими обращениями.
В любом случае органами прокуратуры проверяется каждый конкретный довод о допущенных нарушениях закона, изложенный в обращении.
Если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, его почтовый адрес либо адрес электронной почты по которому должен быть направлен ответ, то ответ на обращение просто не направляется, а материалы проверки формируются в надзорное производство.
Если же в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом и совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение направляется нами в соответствующий государственный орган в рамках его компетенции.
— Как гражданин может подать жалобу, обращение в прокуратуру области?
— В прокуратуру области возможно обратиться в письменной или устной форме на личном приеме. Обращение может быть направлено привычным способом по почте, а также в электронном виде.
В электронном виде подать жалобу можно посредством портала государственных и муниципальных услуг. Для этого нужно авторизироваться на портале, заполнить форму обращения в электронном виде, выбрать орган прокуратуры, в который вы хотите обратиться, обязательно изложить суть обращения и выбрать способ получения ответа. Информацию об отправке и получении сообщения прокуратурой заявитель увидит в Личном кабинете. Информация о результатах рассмотрения обращения будет также размещена в Личном кабинете либо направлена заявителю на его электронный или почтовый адрес в зависимости от указанной информации о способе доставки ответа.
Так же в режиме онлайн обратиться в прокуратуру возможно посредством Единого портала прокуратуры Российской Федерации через интернет-приемную, где также выбрать орган прокуратуры и заполнить соответствующую форму обращения в электронном виде.
Суть своего обращения возможно изложить на личном приеме, прибыв в прокуратуру по месту своего жительства и предъявив документ, удостоверяющий личность.
Если изложенные в устном обращении обстоятельства не требуют проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе проводимого личного приеме, например, заявителю может быть разъяснены положения действующего законодательства, куда и в каком порядке нужно обратиться для решения поставленного вопроса.
В случае необходимости проведения проверки содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных, проводится проверка и заявителю дается ответ.
— Вы сказали, что жалобу можно подать на приеме. В каком случае гражданин может обратиться в прокуратуру лично?
— Прием граждан осуществляется во всех городских, районных, межрайонных и специализированных прокуратурах области в течение всего рабочего дня согласно установленных графиков, которые вывешены в доступном месте.
То есть прибыв в прокуратуру гражданин может быть принят работником, который осуществляет прием согласно графику, а также руководителями органов прокуратуры. В аппарате прокуратуры области прием граждан осуществляется старшим помощником и помощником прокурора области по рассмотрению обращений и приему граждан в течение всего рабочего дня.
Записаться на прием в прокуратуру области с указанием существа вопроса можно также на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
В условиях сложной эпидемиологической обстановки в прокуратуре области широко применяется практика приема граждан в режиме видеосвязи.
Прокурор области, его заместители, начальники управлений, отделов прокуратуры области в режиме видеосвязи общались с жителями практически всех населенных пунктов нашей области.
Данная форма организации личного приема позволяет гражданам, не выезжая из своего города или района, обратиться со своими проблемами к руководству прокуратуры области, для этого достаточно прибыть в свою территориальную прокуратуру.
В текущем году руководством прокуратуры области проведены тематические приемы по вопросам: соблюдения трудового законодательства, в области окружающей среды и природопользования, охраны атмосферного воздуха, в жилищно-коммунальной сфере, соблюдения социальных прав граждан, прав предпринимателей, обеспечения населения лекарственными препаратами, назначения и исполнения уголовных наказаний, содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях области.
Особое внимание при организации приема граждан уделяется незащищенной категории населения: ветеранам, инвалидам, детям-инвалидам, многодетным семьям, несовершеннолетним.