В Оренбургской области малый бизнес в районах выступил против онлайн-касс

«Люди не прощают безре­зультатный труд», — так на­чала свою просьбу предприниматель из Сорочинского района Оренбургской области. — «У нас, пред­принимателей, была встреча с представителями областной прокуратуры и налоговой службы. Очень эмоциональ­но все прошло. Но без толку. После встречи начали сбор подписей за отмену онлайн- касс. Результата положитель­ного мы не получили. Многие из тех, кто подписывал об­ращение, считают, что и не стоило начинать. Появилась обида. Неудовлетворенность всегда порождает злобу. Те­перь уже почти все предпри­ниматели, члены инициа­тивной группы, установили онлайн-кассы. Смирились с неизбежным…».

Депутат — проводник

Действительно, инициа­тивное сообщество сорочин­ских предпринимателей соб­рало подписи в отмену новой контрольно-кассовой техни­ки. Больше всего этот вопрос волнует владельцев малого бизнеса. Письмо они напра­вили Ильгизу Бекмухамедову, депутату окружного совета. Выбор не случайный — Ильгиз Газизович сам предпринима­тель, владелец магазинов кан­целярских товаров «Шрек». От их имени он направил со­ответствующие обращения де­путату Государственной Думы Юрию Мищерякову и в Адми­нистрацию Президента Вла­димира Путина.

В ногу со временем

Предприниматели протес­товали, а контрольно-кассо­вую технику устанавливали. Куда деваться? Срок внедре­ния онлайн-касс уже истекал. На имя Бекмухамедова приш­ли ответы из Министерства промышленности и торговли и Министерства экономиче­ского развития Российской Федерации. Для их подготов­ки была привлечена и Феде­ральная налоговая служба. Оба ответа делают упор на необходимость защиты прав потребителей. Существующие сейчас меры защиты недоста­точно эффективны. По словам экспертов, время стремитель­но развивающихся информа­ционных технологий требует новых путей решения пробле­мы. Теперь в спорной ситуа­ции между продавцом и по­купателем последний, если не имеет на руках оригинал чека, может восстановить его. И это не составит большого труда. Также потребитель, установив мобильное приложение, где отображена вся информация о покупке, имеет возможность подать жалобу напрямую в ИФНС. Данные меры — пер­вые шаги к формированию в нашем обществе реального гражданского контроля. Это, бесспорно, плюсы.

Здоровая конкуренция

Также ответственные ор­ганы говорят о необходимо­сти создания здоровой конку­рентной бизнес-среды. По их мнению, многие недобросо­вестные налогоплательщики не показывают свои реальные доходы, а значит, сознательно снижают налоговые отчис­ления. И нечестно получают конкурентное преимущество. Все бизнесмены должны иметь равные возможности. Вопрос требует контроля.

К тому же система предпо­лагает уход от классических выездных налоговых про­верок. Со временем взаимо­действие налогоплательщика и службы планируется пол­ностью сделать через личный кабинет, что сэкономит вре­мя. Уже сейчас кассу можно зарегистрировать через сайт ФНС, без предоставления ее в налоговый орган.

Еще государство дает на­логовый вычет на приобрете­ние онлайн-касс в размере 18 тысяч рублей для предприни­мателей, работающих по еди­ному налогу на вмененный доход по отдельным видам де­ятельности и патентной сис­теме налогообложения.

В обнимку с кассой

Объективная сторона воп­роса ясна. Все своевременно и логично обоснованно. Теперь же обсудим реаль­ную ситуацию на месте.

Первое, большинство предпринимателей, рабо­тающих с онлайн-касса­ми, говорят о существен­ных затратах на их приобретение, ежегодную замену фискального накопи­теля и оплату услуг оператора, который хранит информацию об операциях аппарата.

В глубинках качество свя­зи оставляет желать лучшего. Как бы ни хвалил себя тот или иной оператор мобильных систем, контрольно-кассовая техника работает медленно. Это на себе ощутили как про­давцы, так и покупатели. Во многих магазинах стали обра­зовываться очереди.

Медленно — это еще мало сказано. Кассир Марина Бо­былева рассказывает, как ей пришлось два раза брать до­мой кассу, чтобы завершить смену. При отправке данных техника дала сбой, проще го­воря, «зависла». Рабочий день истек, Марине пришлось за­брать кассу с собой. Одумал­ся аппарат около трех часов ночи. Второй раз касса «дума­ла» всю ночь, и смену закрыть получилось только утром.

Насколько велика разница в качестве услуг связи между большими и малыми города­ми!

Маленький мой…

Большая часть подпи­савшихся под обращением к депутату, как мы говорили, — предприниматели малых форм собственности. Они аренду­ют места в торговых центрах. Либо владеют продуктовыми ларьками. Сами понимаете, у них мало преимуществ перед торговыми сетями, которые предлагают более широкий ассортимент и низкие цены. Из-за дефицита рабочих мест в городе, они решили перей­ти на самозанятость. И для них каждое новое финансо­вое бремя — большой удар. Сказать опрометчиво о том, что закроются, они не спешат. Ведь работы нет. Но для пред­принимателей, кому остается работать до пенсии меньше года, вопрос о продолжении своего дела не стоит. Они ре­шили сворачивать предпри­нимательскую деятельность. Хотя еще могли бы порабо­тать. Молодежь задумывается о поиске стабильной работы в других городах. Здесь, конеч­но, ключевой фактор — общая тагнация экономики и рынка труда в небольших городах, а досадные мелочи, вроде но­вых финансовых и налоговых обязательств, лишь усугубля­ют ситуацию и подталкивают к решительному шагу.

Обнадежил

В своем ответе депутат Юрий Мищеряков указал на две законодательные инициа­тивы по внесению изменений в непопулярный закон. Одна предполагает введение отсроч­ки на установку онлайн-касс до 1 января 2021 года для пред­принимателей, работающих по патенту и единому налогу на вмененный доход. Вторая — что данные категории пред­принимателей будут освобож­дены от необходимости ис­пользовать онлайн-кассы.

— Ваши предложения и замечания были официаль­но доведены мною до про­фильного комитета Государ­ственной Думы для учета и использования в законода­тельной работе, — заверил Мищеряков.

Пока есть за кого бороться

Ответ обнадеживающий, но все же через две недели онлайн-кассы уже должны работать, иначе штраф. А вот для бизнесменов, не имею­щих наемных работников, торговцев рынка, автомоек, общепитов, кондитерских, аптек и перевозчиков — ис­пользование контрольно-кас­совой техники обязательно с 1 июля 2019 года. Здесь вывод очевиден: потянуть им такие затраты будет тяжело. А судя по всему, надзор будет стро­гий, и придется либо уйти в подполье, либо вовсе из тор­говли и сферы услуг. Вместо порядка — хаос. Потому как не все инициативы, умные и правильные, применимые для больших городов, приемлемы для провинции, а часто и гу­бительны.

Инна ЕФИМЕНКО, магазин «В яблочко»:

– Несмотря на налоговый вычет, казалось бы, приятный бонус, затраты для нас оказа­лись большими. Онлайн-кассы

введены для общего анализа ситу­ации на рынке страны. Так почему за чей-то интерес должен платить предприниматель? Расходы должны быть на плечах инициатора.

Магазин «В яблочко» известен тем, что покупатель может выбрать сам тот овощ и фрукт, который ему приглянулся. Наши продавцы всег­да готовы порекомендовать, пред­ложить товар. Мы открыты для кли­ента. Вот уже две недели, как наши продавцы осваивают онлайн-кассы, из-за этого находятся в постоянном напряжении. Тут уже не до обще­ния с клиентом. Это первое. Второе — это вопрос о фасовке товара. Для присвоения штрих-кода необходи­мо его развесить, как в большинст­ве сетевых магазинов. Но тогда мы потеряем индивидуальность. Пока думаем, как выйти из ситуации и остаться привлекательными для клиента.

Оксана ЗАХАРЧЕНКО, мага­зин «Выбор»:

— Мы закупили онлайн-кассы, в эксплуатацию пока не запусти­ли. Вся работа находится на стадии

Ренат Бакиров, магазин быто­вой электрони­ки «Портал»:

Техника приобретена, в эксплуата­цию будет вве­дена в срок. Разбираясь в этом вопро­се, пришел к выводу, что закон еще не проработан и, возможно, будет пересмотрен. Сейчас государство пытается увлечь предпринимателей идеей онлайн-касс — налоговыми вычетами, увещеваниями о пользе аппаратов, отсрочками отдельным категориям. Многое в законе носит рекомендательный характер. Хоте­лось бы больше конкретики и одно­значности. Чтобы не вышло: деньги на покупку касс потрачены, а они не пригодились. Для сорочинских бизнесменов это немалые средства.

Виктор Бережнов, инженер — оператор офисной техники:

— Онлайн-кассы мы обслужи­ваем больше года. Их плюсы в том, что не надо сдавать отечность в на­логовую службу. Она прозрачная. В некоторых аппаратах можно менять фискальные накопители раз в три года. Кроме того, сейчас отменено их ежегодное техническое обслужи­вание. Минусы — это медленная ра­бота касс, которая зависит от связи. У нас она оставляет желать лучшего.

Ирина Суворова, газета «Сорочинский вестник»