В Оренбурге прошел областной форум Общественной палаты «2023 год — год педагога и наставника. Шаг к будущему»
17 мая региональная Общественная палата провела областной форум «2023 год — год педагога и наставника. Шаг к будущему».
— Привлечь внимание общества к труду людей, отдающих свое время и силы тем, кто учится или трудится рядом, кто приходит на смену, а значит, работает на будущее родного края и всей России – основная миссия этого Года и его высокий смысл, — подчеркнул председатель Общественной палаты Оренбургской области Борис Колесников. — Касаясь в первую очередь образования, наставничество является составляющей не только этой сферы. Вот почему областной форум вынес на обсуждение вопросы наставничества и преемственности в разных отраслях региона.
Общественная палата собрала на площадках форума экспертов, гражданских активистов, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, заинтересованных ведомств, профессиональных сообществ, некоммерческих организаций, молодых специалистов, студенчества, СМИ.
В ходе форума прошло заседание четырех профильных секций, затем их итоги для выработки окончательных рекомендаций были подведены на пленарном заседании под председательством Бориса Колесникова.
Как выстраивается наставничество в регионе и каким оно должно быть? Какие требования предъявляются к современному наставнику? Насколько молодое поколение готово слышать и воспринимать своих опытных коллег? Как повысить статус наставника на региональном, государственном уровне? Эти и многие другие вопросы вызвали заинтересованное обсуждение участников форума.
Секция «Наставничество в образовании» работала в Центре одаренных детей «Гагарин», созданном в Оренбурге в рамках национального проекта. Как доложила председатель комиссии ОП по вопросам образования, науки, делам молодежи Галина Сафонова, после знакомства с работой Центра состоялся неформальный заинтересованный разговор общественников, представителей профильного министерства, руководителей органов управления образованием территорий области, педагогического сообщества. В центре внимания самый острый вопрос: как сохранить и укрепить кадровый потенциал, удержать в нелегкой профессии молодых педагогов? Создан обобщенный портрет наставника, услышаны новые практики сопровождения молодых педагогов. Говорили также о разработке системы наставничества для формирования безопасных и полезных общепользовательских IT-компетенций молодежи, разнообразии форм наставничества с одаренными школьниками с использованием ресурса Центра «Гагарин». Особая тема — воспитание навыков ответственного родительства. В ряду прозвучавших предложений – необходимость системной работы, изучение и продвижение лучших практик, а также стимулирование деятельности наставников, их общественное признание.
Надо сказать, вопрос повышения статуса наставника, его поощрения был поднят участниками всех секций.
— Поддержка безусловно нужна тем, кто по-настоящему работает, а не числится на бумаге, — подчеркнула заместитель председателя региональной Общественной палаты, член ОП РФ Ольга Сальдаева. – Наставничество – труд, требующий большой отдачи, и он должен быть почетным. Если я искренне переживаю за своего коллегу, которому помогаю, — значит, иду вместе с ним по профессии, по жизни.
Особенностью работы секции «Наставничество в здравоохранении» стало участие молодых специалистов и студенчества вместе с общественниками, представителями регионального минздрава, главными врачами и ведущими специалистами крупных больниц. Работа секции не случайно началась с посещения аккредитационно-симуляционного центра Оренбургского государственного медицинского университета — это структурное подразделение ОрГМУ обеспечивает допуск к практической деятельности. Здесь с помощью педагогов-наставников и современного оснащения будущие медики осваивают необходимые навыки, проходят аккредитацию, получают разрешение на работу врачом – по сути, путевку в профессию.
— Здравоохранение – одна из важнейших отраслей, где наставничество приоритетно. Преемственность, командная работа – традиция российской медицинской школы, — говорит Максим Добролюбов, член комиссии ОП по вопросам здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры; заведующий отделением эндокринологии Областной клинической больницы им.В.И.Войнова. – Оренбургский медуниверситет готовит молодых специалистов с хорошим багажом теоретических знаний, однако для полноценной работы начинающим врачам требуется надежное плечо опытного коллеги-наставника, который поможет погрузиться в профессию.
Воспитательную роль вуза подчеркнула директор института профессионального образования ОрГМУ, профессор Татьяна Луцай.
— Наставничество ведется на трех основных этапах подготовки будущих врачей. Во-первых, привлечение в профессию мотивированных школьников, на это направлены мероприятия довузовской подготовки, профориентационная работа, создание в школах медицинских классов. Следующим этапом становится работа со студентами: от поступления в вуз до выпуска каждый студент сопровождается тьюторами, кураторами, профессорско-преподавательским составом. Даже когда молодой специалист приходит в практическое здравоохранение, университет держит руку на пульсе — врачи проходят последипломное образование, — сказала она.
Вопросы непрерывного профессионального образования, а также опыт наставничества при оказании первичной медицинской помощи, в реабилитационной медицине, развитии высоких технологий, здравоохранении районов стали предметом диалога.
Нет универсального примера, который подошел бы любой сфере. В каждой отрасли – своя специфика. На этот момент обратил внимание председатель комиссии ОП по вопросам культуры и сохранению культурного наследия Борис Хавторин. Например, в театральной среде важны индивидуальность и самобытность таланта, существует конкуренция. Велика роль творческих династий. Важным критерием становится авторитет, заслуженное признание мастера. Так, Оренбургский областной театр драмы является базовым для подготовки молодых специалистов актерского искусства, его режиссер Народный артист РСФСР Рифкат Исрафилов, бесспорно, является театральным педагогом и наставником. Отработано наставничество в учебных заведениях сферы культуры – в области 70 школ искусств, 5 средних специальных учебных заведений творческой направленности, Оренбургский государственный институт искусств им.Леопопльда и Мстислава Ростроповичей. Не обойтись без наставничества при подготовке руководителей и специалистов музейного сообщества, библиотечных учреждений, организаций досуговой деятельности в сфере культуры.
Что касается наставничества в экономике — в промышленности этот институт сохранился даже в сложные 90-годы и продолжает действовать. В этом заверил председатель комиссии ОП по организации общественного контроля и взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и СМИ Ярослав Чирков.
— Без мастеров – никуда. А мастер – это бывший ученик, подготовленный опытным специалистом. Поэтому сейчас идет битва за рабочие кадры, даже за молодые. Значит, наставничество в приоритете. Кто сегодня этой темой не занимается, тот просто проиграет в долгосрочной перспективе. Особенно сейчас, в условиях дефицита кадров, — сказал он.
На секции «Наставничество в экономике» общественники, представители министерства промышленности и энергетики, министерства труда и занятости Оренбургской области, а также промышленных предприятий обсудили ситуацию на рынке труда в отраслях экономики региона, лучшие практики наставничества, значение трудовых династий, подняли вопросы, требующие решения. Как утверждают представители предприятий, наставничество помогает им адаптировать молодых специалистов, улучшает показатели производства, безопасность труда.
Об опыте промышленных предприятий региона рассказал председатель комиссии ОП по вопросам экономики, промышленности, предпринимательства, труда и занятости Вячеслав Лагуновский. Например, на Гайском горно-обогатительном комбинате являются наставниками более 2 тысяч высококвалифицированных работников; 496 человек из числа руководителей и специалистов являются преподавателями (консультантами) теоретического обучения, в цехах есть организаторы производственного обучения; для организации практики студентов назначены 119 руководителей. На ОАО «Завод бурового оборудования» для молодых разработана программа «Адаптация». Хорошим примером является ПО «Стрела», «Оренбургэнерго». Есть примеры материального стимулирования наставников. Действуют советы молодых специалистов. Стало традицией проведение слетов молодых специалистов, наставников, династий; конкурсных мероприятий. Наставники Оренбуржья становятся победителями на конкурсах ПФО и федерального уровня.
Тема форума вызвала заинтересованный диалог его участников. Были подняты вопросы, касающиеся социального статуса наставников, улучшения условий труда, преподавания общественно значимых дисциплин, прозвучали предложения по развитию и стимулированию наставничества.
Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Анатолий Чадов отметил своевременность и приоритетность темы областного форума, отражающей запросы общества. Очевидно, что подготовка специалистов должна удовлетворять кадровые потребности организаций и предприятий, а молодежь – желать и иметь возможность получить интересную и востребованную профессию в своем регионе. Важнейшим фактом уверенности в завтрашнем дне становится строительство школ, детских садов, модернизация существующих учреждений. Актуальным вопросом является обеспечение безопасности детей в образовательных организациях. Большое значение придается работе с молодежью. В регионах создаются молодежные общественные советы при Уполномоченных по правам человека, такая работа идет и в Оренбуржье.
Депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области Геннадий Аверьянов и Максим Щепинов, отметив, что тема наставничества тесно связана с вопросами демографии, кадрового потенциала, закрепления молодых кадров, а также имеет патриотический аспект, заверили, что идеи и выводы форума будут доведены до депутатского корпуса.
— Отрадно, что тема наставничества заняла значимое место в общественной повестке, — подчеркнул председатель общественной палаты города Оренбурга, ректор ОрГМУ Игорь Мирошниченко. – Ее актуальность хорошо понимают образовательные организации. Так, уникальным опытом наставничества в медицине стал «Поликлинический практикум» медуниверситета, есть интересные наработки у Аграрного университета, других вузов.
Высокую оценку работы форума дал вице-губернатор – заместитель председателя Правительства – руководитель аппарата Губернатора и Правительства области Дмитрий Кулагин.
— Сегодня обсуждалась тема чрезвычайно важная, консолидирующая общество. Я отмечаю это не только как должностное лицо, но и как гражданин, и выражаю благодарность Общественной палате за подобную инициативу. Тема 2023 года была объявлена не случайно. Серьезнейшие вызовы, которые мы переживаем вместе с нашей страной, требуют особого переосмысления роли педагога и наставника, выработки новых решений. Без системных практических мер, ограничиваясь лишь констатацией проблематики, мы вряд ли сможем сдвинуться в правильную сторону, — подчеркнул Дмитрий Кулагин.
Дмитрий Кулагин отметил колоссальную роль воспитания, напомнив известную фразу о том, что Великую Отечественную войну выиграли советские учителя, которые не только преподавали предметы, но и учили любить Родину. Наша педагогическая школа и традиции наставничества не позволили даже в лихие 90-е годы разрушить ценности, которые культивировалось веками. Главное, что лежит в основе педагогической системы и института наставничества, — это идеология, об этом нужно помнить, выстраивая воспитательный процесс.
— Точечные примеры погоды не сделают, — сказал Дмитрий Кулагин. — Требуется единый подход, системная работа, мощная государственная поддержка.
— Убежден, что наше общение будет полезным не только для участников форума, но и всего педагогического сообщества Оренбуржья, для всех наставников, которые делают очень нужное дело. Наставники и педагоги передают секреты мастерства, верные жизненные ориентиры и через воспитание сохраняют связь поколений, историческое единство нашей страны. Тем самым формируют прочную основу не только нашей безопасности, технологической, экономической независимости и самодостаточности, но и духовного, ценностного суверенитета, — резюмировал Борис Колесников.
Рекомендации, выработанные по итогам работы областного форума Общественной палаты Оренбургской области «2023 год – Год педагога и наставника. Шаг к будущему» будут направлены региональным органам исполнительной власти.
18+