Уникальный проект «ТеатрTerra. Арт-погружение с Маленьким принцем» завершил свою работу
Главным культурным событием этой весны стал творческий проект Оренбургского отделения Союза театральных деятелей РФ и Оренбургского областного театра кукол «ТеатрTerra. Арт-погружение с Маленьким принцем». На несколько дней Оренбург стал городом кукольников и театралов. В областной центр приехали коллективы из Москвы, Мытищ, Владимира, Уфы, Оренбурга, Самары, Выборга, Перми, Набережных Челнов, Белгорода и Челябинска. Устроение столько масштабного праздника для зрителей и профессионалов стало возможно благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив и регионального министерства культуры Оренбургской области.
В течение пяти дней все желающие получили возможность побывать на тематических мастер-классах, офф- и онлайн-читках, творческих встречах и спектаклях самых разных направлений и стилей. Всего же афиша проекта включала 46 программных мероприятий, многие из которых были бесплатными или доступными по «Пушкинской карте». Таким образом, более 3300 гостей и жителей города охватила «кукольная лихорадка».
В числе спикеров и почетных гостей выступили первоклассные специалисты, теоретики и практики «искусства играющих кукол»: Борис Голдовский, Нияз Игламов, Наталья Изюмченко, Варвара Коровина, Екатерина Кочнева, Эльмира Куриленко, Нина Монова, Лариса Никитина, Сергей Тараканов, Владимир Флейшер.
По словам заслуженного артиста РФ, художественного руководителя Мытищинского театра кукол «Огниво» им. С. Железкина Алексея Гущука, спикеры мастер-классов очень хорошо известны в театральном мире.
– Даже обычное общение с ними приносит удовольствие и пользу. А здесь столько лекций, будто снова сел за школьную парту, — сказал Алексей Гущук.
Тематика образовательных и дискуссионных площадок была разнообразной и касалась самых актуальных вопросов профессиональной сферы. Например, новые тексты для новых театров кукол, инклюзивный и беби-театр, эксперименты в режиссуре, культурные проекты и брендинг территории, традиции и новаторство в театре и т.д. Программа была составлена таким образом, чтобы показы спектаклей служили своего рода иллюстрацией к обсуждаемым вопросам. Поэтому зрители увидели как экспериментальные, так и классические постановки.
Большой интерес у театрального сообщества вызвала тема инклюзивного искусства. Руководитель и режиссер театральной студии «ИнклюзиON», педагог Центра социальной интеграции Дианы Гурцкая Лариса Никитина на своем мастер-классе поделилась опытом работы с инклюзивной театральной труппой «ИнклюзиON», в которой занимаются люди разных возрастов, профессий и различными видами инвалидности.
— Несмотря на возросший интерес к инклюзивному искусству, внутри общества все-таки существует некоторая осторожность, — отмечает Лариса Никитина. – Мы привыкли к классическому театру. Когда мы приходим в театр, то хотим видеть красивое и понятное нам. А если на сцену выходят люди, которые немножко отличаются либо делают это не совсем «по школе», не так, как мы привыкли, то мы не всегда готовы к такому способу восприятия.
В какой-то степени в Оренбурге состоялась премьера, ведь студийцы впервые давали спектакль «Странники» (12+) на профессиональной сцене – подмостках Оренбургского театра кукол. Зал, стоя несколько минут, аплодировал артистам. Тему инклюзии продолжил и Белгородский театр кукол, чей спектакль «Репка. Веселое путешествие в огород» (0+) адресован детям с ограниченными возможностями здоровья.
На завершающей автограф-сессии спикеры и участники проекта отмечали необходимость продолжения данного начинания. Участники также высказали не только готовность участия в «арт-погружении» в будущем, но и озвучили проблематику будущих встреч.
— Это было интересно, познакомился с двумя спикерами (Варвара Коровина и Екатерина Кочнева – прим. авт.), которые провели мастер-класс по беби-театру, и теперь очень хочу заполучить их к нам, в Челябинск, — признался заместитель директора по развитию Челябинского театра кукол им. В. Вольховского Никита Плеханов.