Уберите попкорн. Актер Александр Балуев рассказал об утере советского опыта и убогости подражания

В рамках кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбург приехал популярный российский актер Александр Балуев. Артист привез картину «Отель» — свою первую работу в качестве режиссера. Показ фильма прошел в кинотеатре «Космос». Порталу РИА56 удалось пообщаться с актером. Александр Николаевич рассказал о потере опыта советского кино, Голливуде, а также об ущербности подражания.

Александр Балуев не пошел по стопам отца, военным не стал – не близко. Всегда хотел быть артистом. Окончил Школу-студию МХАТ, театральная карьера началась с 1980 года. Позднее начали предлагать роли в кино. Снимался Балуев нечасто, с большими перерывами. Александр Николаевич вспоминает, как тяжело давались ему первые съемки в фильме. Никак не мог привыкнуть к тому, что работать приходится вне помещения, без осветительных приборов, к которым он так привык. По словам актера, сниматься в кино для него значительно сложнее, чем играть на сцене в режиме здесь и сейчас.

Часто бывает, что к актеру кино «прилипает» одна из сыгранных им ролей, по которой его знают зрители. В случае с Александром Балуевым этого не произошло. Каждый может вспомнить с десяток кинолент, где снимался артист. И, как говорит Балуев, это большое счастье. Актера знают по фильмам «Мусульманин», «Антикиллер», «Кандагар», сериалу «Спецназ» и многим другим.

В 2003 году на экраны вышел фильм «Благословите женщину» Станислава Говорухина, в котором Александр Балуев сыграл кадрового офицера Александра Ларичева. Кинолента покорила сердца зрителей своей особой атмосферой. К сожалению, в современном отечественном кинематографе сложно встретить нечто подобное. Как говорит актер, это уже вопрос к режиссуре. Сегодня изменилось отношение к кино. В своем фильме «Отель» Балуев хотел вернуться к тому взгляду через кино на жизнь, который был в фильме «Благословите женщину».

— В современном кинематографе происходит безумие. То, что сейчас снимают, к кино имеет отношение очень приблизительное. Кино — это подробность взгляда к происходящему, сюжет. Если этого нет, тогда это просто повествование ни о чем и ни к чему. Современные сериалы — это вообще не кино, а телевизионный формат, заполнение экранного времени между рекламой. Реклама там главная. Такого не было и не могло быть, когда снимали фильм «Благословите женщину», — говорит актер.

Поменялось время, использование языка кино. Поменялся и зритель.

— Раньше мы включали телевизор и, безусловно, верили в то, что там говорят. Это был некий рупор правды. Потому что чувствовалось, что врут кругом. Эта ложь становилась невыносимой. Люди шли в театры и кино, чтобы прикоснуться к какой-то истине, хоть чуть-чуть. Сейчас ничего подобного даже близко нет, — говорит актер.

Александр Балуев имеет опыт съемок и в документальных фильмах. Особенность этого жанра — в самом документе. По словам артиста, главное здесь донести до зрителя факт таким, каков он есть, ничего не искажая и не приукрашивая. Художественные же фильмы, основанные на реальных событиях, имеют право на домыслы.

— В 2010 году на экраны вышел фильм «Кандагар», где я сыграл командира экипажа Владимира Карпатова. Это история реального захвата талибами коммерческого самолета с семью членами экипажа. Но мы снимали художественный фильм и сценарий писали уже с некоторым искажением фактов. Если бы снимался документальный фильм, это было бы уже совсем другое кино, — говорит актер.

Наверняка все помнят знаменитый танец людей в военной форме под песню «Боби-боба» в сериале «Спецназ». Отрывок с этим эпизодом до сих пор собирает в соцсетях множество просмотров. Оказывается, этой сцены в фильме могло бы и не быть.

— Это чистой воды импровизация. На съемках мы выстраивали сцену надвигающейся облавы, как вдруг в кадре появились девушки, проходили мимо. И чтобы все это как-то сгладить, не напугать, мы начали делать вид, что это инсценировка. Начали танцевать, все как-то дружно подхватили, и сцену засняли. Потому, наверное, что эта сцена так легко родилась, она имела такой успех. А музыку наложили уже потом, мы тогда не слышали такую композицию, — рассказал актер.

Любимых ролей у Александра Балуева нет. От многих он отказывался. И здесь дело в сюжете, в самой истории, а не в ролях. Актеру часто приходилось играть людей, которые совершенно не близки ему по духу. Такие роли – самые интересные.

— Герой фильма «Благословите женщину» мне был не близок. Я часто говорил об этом Говорухину, мы с ним даже ругались из-за этого. Но вот как раз через непринятие своего героя и появляется интерес. Наверное, поэтому легко далась роль немецкого разведчика в фильме «В августе 44-го», — рассказал актер.

Картина «В августе 44-го» — это экранизация романа Владимира Богомолова. В фильм вошло далеко не все, что было в романе. Главное — картина близка к первоисточнику. К сожалению, сегодня часто бывает, что режиссеры берут за основу классическое произведение и переворачивают его с ног на голову. Нельзя классику переводить в картинки сегодняшнего дня. Хороший пример экранизации классики в современном кинематографе, по мнению Балуева, это детективный боевик Гая Ричи «Шерлок Холмс».

— Это новый, свежий взгляд. Да, там спецэффекты, но героев запустили в интерьеры того времени. Ричи сохранил уважение к первоисточнику. Это достойный ход. Некое продолжение классической истории на современном языке, — говорит актер.

Актер не собирается бросать театр и кино и уходить в режиссуру. Если появится какая-то история, которая полностью захватит Балуева, тогда на экраны выйдет новый фильм. А снимать кино ради кино актер не собирается. К сожалению, сегодня зрителям предлагают множество картин, снятых ради самого процесса. В погоне за кассовыми сборами режиссеры не гнушаются ничем. В современном кинематографе сложилась тенденция представить жизнь хуже, чем она есть. Много чернухи. Зачем она в кино? Как говорит актер, мы отказались от опыта советских фильмов, и пытаемся копировать американский и европейский продукт. На выходе получается весьма убогая картина. В искусстве клонирование недопустимо.

— Я думаю, что наша общая беда в том, что мы отказались от нашего великого наследия. Мы отказались от тоталитарного государства, коммунистической идеологии. Но вместе с тем, мы отказались от «Весны на Заречной улице», от «Девчат» и многих других потрясающих картин, которые были сняты именно в то время. Фильм «Летят журавли» принял весь мир. А мы отказались. Это преступление. И поэтому мы хромаем, — говорит актер.

С конца 90-х Балуев неоднократно снимался в голливудских фильмах, куда его приглашали, обычно, на второстепенные или эпизодические роли российских офицеров. Как отмечает артист, американцы относятся к кино, как к вере. Не случайно говорят, что Голливуд сформировал Америку.

— У этих ребят совершенно иной взгляд на жизнь, на кино. Они сохранили эту святость киноязыка, не разбазарили. Хотя и там есть много чудовищной продукции. Но это не захлестнуло Голливуд, бриллиантики проскальзывают. А у нас захлестнуло, захватило полностью. В попытке подражать кому-то мы потеряли себя. Зачем вы туда лезете? У нас менталитеты разные! Если бы мы создавали что-то с чистого листа – это одна история. Но у нас такой багаж за плечами! Мы не имеем право отказываться от него. Ровняться на кого-то – это путь в никуда. И здесь речь не только о кино… — сказал Балуев.

Выход из сложившейся ситуации, по мнению актера, есть. Все начнет меняться, когда наступит пресыщение. Когда люди скажут, мол, все, стоп, мы попробовали — это не наше.

— Я вижу одиночные попытки некоторых кинематографистов не то, чтобы вернуться к прежнему опыту, но хотя бы просто остановиться. Но это редкость. Я слышу от некоторых современных политиков, мол, стоп ребята, мы туда не ходим. Но мы уже зашли. И вот когда таких, кого перестанет устраивать продукция в целлофане, станет много, тогда ситуация начнет меняться. Американцы всю жизнь ходили в кинотеатры с попкорном. Всегда. Нам это зачем? Мы никогда не ходили в кино с попкорном. С бутылочкой – бывало, но не с едой. Ну поешь ты дома котлеты и иди в кино с девушкой на последний ряд. Уберите попкорн из кинотеатров. Не нужно никому подражать. Нужно делать то, что мы умеем. Мы никогда не умели делать машины и не научимся. Но мы умели снимать хорошее, народное кино, — сказал артист.