Только дождь не решит проблемы земледельцев
Почему урожай опять подкосили непредсказуемая жара и внезапно налетевшая саранча?
В конце июля в СМИ появились сообщения, что средняя урожайность зерновых по области упала более чем на 15% по сравнению с прошлыми засушливыми годами и составила 11,5 ц/га. Сейчас эта цифра, скорее всего, еще меньше.
Уже очевидно, что область не укладывается в план – 2 млн. 920 тыс. тонн зерна. Сейчас региональный минсельхоз прогнозирует урожай в 2 млн. 200 тыс. Это почти на 700 тысяч тонн меньше, чем в засушливом 2011-м.
На полях уже идет уборочная кампания, которую осложняет «супер-циклон», пришедший к нам вопреки прошлогодним прогнозам синоптиков, которые обещали в августе «осадки ниже нормы». Со всех сторон доносится: вот пошел бы дождь чуть раньше, были бы с хлебом. Но, во-первых, с хлебом мы все равно будем, как и в 2011, и в 2012, а во-вторых, дождь вряд ли бы решил проблемы, которые действительно не позволяют ежегодно собирать обильный урожай.
Ставка не сыграла
Зимой тогда еще министр сельского хозяйства Сергей Соловьев заявил, что в этом году минсельхоз сделал ставку на увеличение площади посевов озимых культур. Планировали засеять ими 1 миллион гектаров, затем цифра снизилась до 800 тысяч, в итоге из-за сухой погоды озимые остались всего на 510,5 тыс. га. В ноябре в области выпал снег, который в декабре растаял. Наступившие после этого морозы, разумеется, сказались на состоянии озимых. В итоге удалось сохранить только половину от плана – 400 тыс. га. Учитывая, что в прошлом году на озимые пришлось 30% урожая, можно предположить, что примерно 15% урожая нынешнего мы лишились еще до того, как пришло лето.
Оставалась надежда на яровые. Ими засеяли больше 3,2 млн. гектаров, что почти на миллион га больше, чем в 2012-м. Но налетевшая невесть откуда саранча и внезапная засуха уничтожили добрую часть и озимых и яровых – почти 600 тыс. га.
Три шага к гарантированному урожаю
Естественно, и саранча и засуха предсказывались. Так же очевидно, что определенные меры для противостояния «стихиям» предпринимались. Но дела оценивают по результатам, а результат, как говорится, налицо. Министерство спешно выделяло дополнительные средства. В итоге те деньги, которые не съела саранча, дожгла засуха.
При всем этом, пути, по которым нужно идти, известны, их указывают, например, фермеры. Что-то необходимо сделать нашему минсельхозу, что-то принять на федеральном уровне. Председатель Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Оренбургской области Александр Хижняк называет три пункта, реализация которых ведет к хорошему урожаю, без особой тревоги из-за «внезапных» чрезвычайных ситуаций.
— Нам нужно совершенствовать посевной материал, увеличивать скорость посевных работ и удобрять почву, — рассказывает фермер. – Это все необходимо в наших условиях рискованного земледелия. Что-то уже начали делать. К примеру, семена. Но у нас надо не только внедрять перспективные сорта, но и строить цеха и заводы по подготовке самих семян. Мы получаем семена с поля, а для того, чтобы их откалибровать, сделать равномерными по всхожести, энергии прорастания, нужны специальные машины.
Еще одна составляющая серьезного урожая, которую называет Александр Хижняк и другие специалисты-аграрии, скорость посевных работ, такая, чтоб сохранить почвенную влагу. Пока что же мы сеем три недели то, что нужно сделать за три дня. Но это проще сказать, чем сделать: мощности нашей техники недостаточно, нужна программа технического «перевооружения», иначе мы так и продолжим работать в четыре раза медленнее, чем европейские аграрии.
Третий пункт – удобрение. Сейчас наши аграрии вносят в пашню примерно в 12 раз меньше удобрений, чем нужно по норме.
— Ели мы из земли берем, мы должны сохранять плодородие почвы хотя бы на том уровне, который был до урожая. У нас не Краснодар и не Воронеж, где гумусовый горизонт 100-70 см. У нас земли беднее. 35-40 сантиметров – это для нас нормально. Есть и меньше. Сейчас весь мир идет по пути интенсивного растениеводства, когда вносится необходимая норма минеральных удобрений.
Но вопрос с удобрениями опять упирается в деньги. На сегодня их стоимость без компенсации слишком велика, поэтому, как утверждают фермеры, нужна госпрограмма по сохранению плодородия.
Названные три позиции, считают опытные земледельцы-практики, позволят в основном противостоять нередкой в наших краях засухе.
А для гарантированного высокого урожая их надо еще много чем дополнить! Но до создания полей с гарантированным, программируемым урожаем в наших условиях необходимо пройти очень большой путь, освоив все тонкости современной аграрной культуры, а также внедряя в практику земледелия достижения современной науки.
Вредители против вредителей
Отдельная тема – саранча. Проблеме, порождаемой нашествием ее полчищ на нивы, на нашем портале был посвящен ряд публикаций. Остановимся только на одной из них. В самом начале атаки саранчи на наши поля портал RIA56 приводил мнение доктора биологических наук Александра Русанова, согласно которому один из перспективных видов борьбы с саранчой – биологический (основанный на использовании естественных врагов вредителей – насекомоядных птиц, млекопитающих, хищных и паразитических насекомых). Без вмешательства человека этот метод уничтожения саранчи сработал в Асекеевском районе. Неподалёку от села Баландино и посёлка Сосновка аграрии обнаружили итальянского пруса. Детальный анализ территории выявил большое количество умерших особей. Как оказалось, саранча гибнет от того, что она сама уже поражена паразитом – тонким червем волосатиком или конским волосом. Его личинки паразитируют, как правило, в различных членистоногих, в частности, в саранче. Скорее всего, гибель саранчи на участке ускорили выпавшие 8 июля осадки – под воздействием влаги паразит, которого носит в себе итальянский прус, начинает стремительно расти и уничтожает вредителя.
Таким образом, в этот раз погодные условия оказались на стороне аграриев и пагубно повлияли на жизнь обоих «залётных» паразитов. Даже если итальянский прус останется в Асекеевском районе на зимовку, он вряд ли выживет.
Подобные методы борьбы с саранчой в США и Китае начали применять еще в середине девятнадцатого века. Как утверждают специалисты, эти методы – лучшие для постепенного установления равновесия между желательными и нежелательными живыми организмами. Если естественный баланс будет достигнут, необходимость бороться с нашествием вредителей отпадет сама собой: численность их популяции будет контролироваться и поддерживаться на постоянном уровне птицами, насекомыми и другими организмами. Но в нашей области подобные разговоры если и появляются, то в основном в кругах ученых-экспертов, а не в рядах чиновников, которые, в конечном итоге утверждают планы и методы уничтожения вредителей.
Все, что мы имеем сейчас – масштабные обработки полей с помощью авиации и более 30 тыс. га. съеденного урожая. Предварительный ущерб составляет 683,5 млн. рублей.
А в региональном минсельхозе отмечают: есть вероятность, что ситуация может повториться на следующий год.