Тени незабытых предков: Оренбургский учёный воссоздаёт облики когда-то живших людей
Владимир Филиппов достал из сейфа обыкновенный синий полиэтиленовый пакет, с какими мы ходим в магазин. В нём что-то круглое, вроде мяча, или небольшого кочана капусты, или дыньки. И выложил на столик… череп. Жёлто- белый, сравнительно хорошо сохранившийся.
Достал и папку. Первый в ней лист – первоначальное фото этого черепа в фас, как фотографируют на документы. На этом фото непонятные мне разметки-ориентиры для дальнейшей работы.
Потом наложил поверх него прозрачную кальку. На ней его, Филиппова, тонкая работа серым карандашом, с полутенями. Всё рассчитано им на основе целой науки о тончайших связях и взаимоотношениях между структурой черепа и мягкими тканями, лицевыми мышцами, какими они были. Появились рот, нос, скулы, уши, глаза… Девичье лицо. Следом подсунул под кальку плотный белый лист. Теперь это был уже портрет.
И положил рядом «живое» фото. Я невольно вздрогнул. Милое девичье лицо – точно по рисунку, сделанному Филипповым. Лицо несчастной девушки, на которую когда-то напали, убили и зарыли, и она считалась без вести пропавшей. Он «нарастил» ей лицо, пользуясь разработанными методами и таблицами.
Графика….
Кажется, как по пустой глазнице черепа можно точно установить центры радужных оболочек давно не существующих глаз? А это – один из его патентов на изобретение «Способ определения центра радужной оболочки глаза при графической реконструкции лица по черепу».
Идентификация, как это называется по-научному, полная. Имея такое доказательство, как такой портрет, следствию легче искать того или тех, кто совершил преступление.
Начальник Оренбургского бюро судебно-медицинской экспертизы, кандидат медицинских наук, эксперт высшей квалификационной категории Владимир Филиппов использует этот череп, когда ведёт занятия со студентами.
А вот из отзыва о нём московского профессора, светила в этой области науки Елизаветы Веселовской: «Им разработана и внедрена процедура графического восстановления внешнего облика анфас. Она опирается на метод реконструкции лица по черепу, поставленный на научную основу отечественным учёным-антропологом академиком М. М. Герасимовым, и включает новейшие достижения в этой области, в том числе и разработанные самим В.К. Филипповым. У него огромный опыт выполнения судебно- медицинских экспертиз – более 300 случаев. Поражает количество положительных идентификаций, произведённых на основе его портретов-реконструкций, – более 70 процентов!»
Понятно, что с этим черепом работать было проще, он целый, а чаще приходится предварительно собирать осколки, какие-то части остаются утерянными.
Владимир Константинович запротестовал, когда я его назвал художником. Хотя бы потому, что судмедэксперт не должен передавать эмоции. «Милым» назвал лицо с фото я. Графический же портрет должен быть только предельно точным.
Графическая реконструкция лица по черепу сравнительно быстрая, и когда бывало, что по области в год находили по 40 – 50 скелетов, эта возможность быстро получить результат была бесценной. Сколько преступников село за решётку благодаря мастерству эксперта- криминалиста Владимира Филиппова, в том числе и убивших эту девушку!
…и скульптура
Это другая часть искусства Владимира Константиновича, здесь уже можно полностью применить это понятие – искусство. По черепам он создаёт и трёхмерные изображения давно живших людей. В его кабинете стоят бюсты. Один узнаю сразу – видел его в богатом музее Оренбургского медицинского университета, Филиппов сделал копию.
Кстати, о предках. Сильно они отличаются от нас, сегодняшних? На улице иной раз такого неандертальца встретишь, пьяного, потерявшего человеческий облик, с крохотным запасом слов и мыслей – прямо из древнейшей истории.
Много летних полевых сезонов приезжал к нам в Оренбуржье замечательный археолог Леонид Яблонский. В частности, ему наука обязана раскопками и находками Сарматских курганов в Илекском районе, у села Филипповка. В Оренбургском губернаторском музее единственное в мире собрание найденного им «скифского золота».
Так вот, он, воссоздавая облик людей, живших даже до Христа ещё за две-три тысячи лет, говорил: «Такие сегодня могли бы в Голливуде сниматься». А продолжательница дела Михаила Герасимова профессор Татьяна Балуева о скифе не очень приятной наружности примерно пяти – пяти с половиной тысячелетий из раскопанных ею Гумаровских курганов на Южном Урале сказала, похоже, с юмором: «Встретила бы на улице – не обратила бы внимания. Абсолютно заурядная морда».
То есть за тысячелетия внешне мы, оказывается, мало меняемся. И вот смотрю и смотрю на этого современника Христа на шкафу у Филиппова. И начинается внутренний диалог через тысячелетия, как это бывает с настоящими произведениями искусства.
О юридической и прочих сторонах дела скажу только, что они не очень понятны. Вроде бы шустрый парнишка из хора Саракташской обители, певшего в Израиле, каким-то способом исхитрился провезти через строгие таможни череп, как он посчитал, одного из младенцев из Вифлеема, убитых по приказу царя Ирода. История о том, что Ирод принял такое ужасное решение, узнав, что родился мессия, будущий царь Иудейский, кстати, существует только в Евангелии от Матфея. Руководство обители попросило Владимира Константиновича восстановить облик младенца скульптурно, чтобы написать с бюста икону. В иудейской религии изображения человека запрещены. В православных церквях иконы – плоские изображения. В католических же храмах изобилие скульптуры.
Однако, по Матфею, убивали только младенцев до двух лет, а этот череп – мужчины лет 27. Но сама возможность восстановить точный облик человека, жившего две тысячи лет назад, очень увлекла Владимира Константиновича:
– Череп древний, слабый, его можно было легко повредить, если работать обычным скульптурным методом, с гипсом или полимерами. Хотя он сравнительно неплохо сохранялся в сухой песчаной местности. Я взял пластину зуботехнического воска, размягчал, накладывал слоями. И получил восковую матрицу. И поэтапно залил в неё гипс. Очень деликатный метод, не приносящий черепам никакого вреда. Проводил по этому методу мастер-класс в Москве. И вот вы теперь можете встретиться взглядом с человеком, жившим две тысячи лет назад.
Проверка через век
История другого скульптурного изображения в кабинете Филиппова не менее удивительна. Многие оренбуржцы, едучи по трассе Оренбург – Бузулук, видели с дороги, а то и заезжали в село Покровка в комплекс «Святые пещеры». Церковь стоит у холма, из неё длинный тоннель ведёт в церковь подземную, в глубинах холма. Эта история у нас широко известна, поэтому только о двух иеромонахах – Зосиме и Геронтии.
Именно бюст 63-летнего Зосимы – основателя обители, предмет сложной и увлекательной работы Владимира Константиновича – и стоит рядом с 27-летним иудеем из Вифлеема.
Он умер, когда начались гонения советской власти на церковь. Его преемника Геронтия расстреляли. А сравнительно недавно в фундаменте алтарной части было обнаружено захоронение неизвестных. Филиппова попросили их идентифицировать. Дело осложнялось тем, что тогда он не знал, что сохранилось фото, где не очень чётко можно разглядеть Зосиму и Геронтия.
Так что действовать пришлось по методу академика Герасимова. Фото черепов анфас. Графическая плоская прорисовка. Объёмное воссоздание лица. Работа, как всякий понимает, тонкая, точная, опирающаяся на науку и огромный опыт. Скажем, на месте носа у черепа только треугольное отверстие. Но таблицы с большой точностью позволяют рассчитать и общую форму носа, и высоту спинки, и рисунок крыльев и ноздрей…
Тут Филиппову ещё и повезло:
– Глазное яблоко, которое находилось в этом черепе, – должно было быть сдавлено. Это свидетельствует о том, что у этого человека дальнозоркость была. Значит, скорее всего, он носил очки хотя бы непостоянно, для чтения книг.
И тут нашлось фото. Сравнили Зосиму на фотографии – одно лицо, и очки есть угаданные, круглые. А то, что на бюсте работы Филиппова Зосима без очков и моложе лет на десять, в расцвете сил, пожалуй, колеблет рассуждения: точность для судмедэксперта – это всё. Здесь Владимир Константинович позволил себе быть и немного скульптором.
Рядом на фото стоит священник – Геронтий. У него можно, если скрупулёзно вглядываться, подметить особенность: зубы выдаются вперёд, веером. Точно такое строение зубов у второго черепа. С большой долей вероятности – это Геронтий.
* * *
Помните фильм «Тени забытых предков» по одноимённой повести классика украинской литературы Михаила Коцюбинского? Там в конце есть слова о «хранящих уважение к смерти». Что-то похожее сказал, когда мы прощались, и Владимир Филиппов – о своей деятельности: «Кроме меня, никто за них не заступится».
Вильям Савельзон, газета «Оренбуржье»