Телефонный опрос: эффективно ли это в 21 веке?

Телефонный опрос — метод, применяемый при проведении количественных маркетинговых исследований, заключающийся в телефонном опросе (анкетировании) респондентов по телефону на основе заранее разработанной анкеты.

Телефонные опросы применяются в случае, когда необходимо относительно быстро и недорого исследовать основные характеристики потребителей того или иного товара или услуги, провести исследование общественного мнения, узнать отношение потребителей к новому товару или рекламе и т.д.

Телефонный опрос проводится по заранее выбранным или случайно отобранным телефонным номерам специально проинструктированными интервьюерами. Во время телефонного опроса с респондентом интервьюер заполняет специальную анкету, которая содержит не только ответы респондента, но и его контактную информацию. Эта информация используется для проверки работы интервьюеров. после проведения телефонного опроса осуществляется квотирование анкет для того, что бы отразить в выборке структуру целевой группы.

Предметом телефонного опроса могут выступать потребительские предпочтения, отдельные характеристики потребительского поведения, социально-демографические характеристики потребителей, особенности общественного мнения, запоминаемость рекламных кампаний, известность торговых марок и производителей и пр.

Телефонные опросы могут применяться для решения следующих задач:

  • описание предпочтений целевой группы товара или услуги
  • исследования общественного мнения
  • оценка емкости рынка продуктов или услуг
  • описание механизма принятия решения о покупке того или иного товара или услуги
  • описание социально-демографических и других характеристик целевой группы потребителей товара или услуги
  • оценка эффективности проведенной рекламной кампании или отдельного рекламного канала и др.

Однако есть несколько специфических обстоятельств, при которых метод телефонного опроса более адекватен, чем фокус-группа. К слову, в ряде случаев исследователи ради чистоты эксперимента используют услуги колл центра, цена таких инструментов как правило зависит от сложности задачи.

  • Когда тема сложна для обсуждения и требует специфических знаний (интервью с экспертами/профессионалами).
  • Когда необходимо провести интервью с конкурентами (они не будут говорить о предмете исследования в ходе групповых дискуссий).
  • Когда тема затрагивает глубоко личные, интимные переживания респондентов, которые не возможно обсуждать в широком кругу (например, опрос людей с различными заболеваниями относительно выбора медицинского учреждения).
  • Когда респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах).
  • Когда респондентами являются ответственные чиновники, очень богатые, и просто очень занятые, люди. Тема беседы, как правило, рациональна и связана с профессиональной деятельностью респондента или его фирмы.