Студенческий театр «Горицвет» впервые представил бенефис
Народный студенческий театр «Горицвет» Оренбургского медицинского университета существует более полувека, и все эти годы он пользовался устоявшейся зрительской любовью. И было за что! Спектакли театра для многих были как глоток чистого воздуха в мире бесконечного телевизионного вандализма и беспринципности.
Последние 20 лет главным режиссером театра была Татьяна Коршунова – талантливая актриса и не менее талантливый режиссер. Ею были поставлены такие спектакли, как «Годы странствий» Арбузова, «Вечно живые», «В добрый час!» и «День свадьбы» Розова, «Провинциальные анекдоты» Вампилова – это признанная советская драматургия. Не забыта и русская классика – «Лес» и «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Недоросль» Д. Фонвизина. Хотите классику мировую – пожалуйста – «Трактирщица» Гольдони, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Репертуар театра «Горицвет» не ограничивался только признанными драматургическими названиями; там играли и острые современные пьесы – «Вагончик», «Маленький спектакль на лоне природы», «Последняя попытка». Посетить премьерные спектакли «Горицвета» считалось в среде городской интеллигенции делом престижным, об этом свидетельствует всегда переполненный зрительный зал театра на Парковом проспекте.
К несчастью, безвременная кончина не дала возможности Татьяне Коршуновой осуществить свои дальнейшие постановочные проекты. Но зрителям посчастливилось увидеть её последнюю работу – «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина, закончить которую Татьяна не успела, и тогда на помощь пришла её подруга, также талантливая актриса и режиссер Ольга Григорьева, завершившая работу над спектаклем. Постановка пользовалась беспримерным успехом, но после этого театр и его художественный руководитель Ефим Цинберг взяли паузу: надо было собраться с мыслями и определить для себя – как жить дальше. Вот что рассказал Ефим Давыдович RIA56 об этой непростой ситуации:
— После ухода из жизни Татьяны Германовны состояние некоего ступора было недолгим. Общее собрание театра единогласно решило, что «Горицвет» должен жить и продолжать ставить спектакли. Единственной и главной проблемой было – кто заменит Коршунову? После довольно затяжного перерыва решение было принято – и в этом мне помог мой старый друг Виктор Васильевич Ренев, который посоветовал, не мудрствуя лукаво, пригласить на должность главного режиссера уже известную нам Ольгу Григорьеву. Вы не пожалеете, — сказал Ренев. Так оно и случилось.
— Сейчас в театре готовится сразу несколько премьер. По какому принципу они были выбраны?
— Во-первых, то, что зрители увидят сегодня – это первый в полувековой истории театра Бенефис. Да, именно этим старинным театральным термином мы обозначили спектакль на двух актеров, да не просто актеров, а гордости и славы театра – Василия Карпова и Ирины Цаюковой. Режиссер выбрала пьесу московской актрисы и драматурга Елены Скороходовой «Не бросайте пепел на пол» (16+). Далее, уже почти готова постановка по уморительной комедии Валентина Катаева «Квадратура круга» (16+), в декабре, наверное, будет премьера. А в дальнейшем всех ждет сюрприз – дело в том, что в 2019 году наш ВУЗ будет праздновать очередной юбилей, и неожиданностью для многих стало то, что студент одного из старших курсов написал по этому поводу целую пьесу. Когда Ольга Григорьева познакомилась с материалом, то однозначно решила – это надо ставить. Так что ждите в будущем году еще одну премьеру, благо, что ждать уже недолго.
Премьера обновленного «Горицвета» состоялась 19 октября, в как всегда переполненном зале. И здесь хочется сделать небольшое отступление и сказать несколько слов о зрителях. Уверяю вас, что такого умного, вдумчивого, и высококультурного зрителя, приходящего на спектакли «Горицвета», — больше нет нигде. Подлинная интеллигенция, золотой фонд, люди, которые еще не отучились читать бумажные книги, — это с одной стороны. И талантливая творческая молодежь, умницы-студенты, болеющие за своих театрально одаренных товарищей – с другой. И никто не сидел, уткнувшись носом в смартфон или телефон, как это часто бывает в других общественных заведениях, все ждали чуда. И оно свершилось.
Сначала несколько слов о пьесе и её авторе. Елена Скороходова – актриса театра и кино, вот уже несколько лет пишет пьесы, кроме того является талантливым спортивным журналистом и мастером спорта по фигурному катанию. «Не бросайте пепел на пол» с успехом идет на сценах ряда российских театров.
Действие происходит в забытой Богом и людьми деревне, где-то в средней полосе России. Время действие – неопределенное, хотя до боли знакомое, герои – мужчина и женщина – нам абсолютно незнакомы, хотя…, чем-то сильно напоминающие нас с вами. Герой – довольно успешный столичный бизнесмен, непонятно как забравшийся в это захолустье, где нет ни души, и где работает только почтовое отделение, и, как ни странно кинотеатр. Вот туда-то и заходит он, чтобы скоротать время. Там тоже пусто, но вдруг появляется некое существо женского пола, толстая тетка, одетая как огородное пугало, к тому же болтливая и привязчивая. Каким-то непостижимым образом все двери фойе кинотеатра оказываются запертыми и в течение почти двух часов мы видим, как общаются между собой эти столь непохожие герои.
Теперь, чтобы не раскрыть секрета этого странного тандема, надо обратиться не к содержанию, а к исполнению. А оно, поверьте, блистательно. Постоянные зрители «Горицвета» знают Ирину Цаюкову, как великолепную характерную актрису, чуть ли не самых первых дней в театре, а она в нем с 1994 года, игравшую роли мам, тетушек и теток, злющих мегер и добросердечных ученых, благородныхх дворянок и простых крестьянок. Её талант настолько ярок и органичен, что, кажется, она может сыграть даже больничный рецепт. Последняя работа Цаюковой – Маргарита Павловна в спектакле «Покровские ворота», на мой взгляд, вполне себе превзошла звездную исполнительницу этой роли в фильме Инну Ульянову. Что же касается героини новой постановки – то это просто феерия. Превращение противной навязчивой тетки в тонко чувствующую «героиню моего романа» осуществляется плавно и как-то по-особому незаметно в этой плавности. Описать это невозможно, можно в очередной раз восхититься и добавить, что на сцене вовсе не профессиональная актриса, а практикующий врач.
Так же, как и партнер Цаюковой, Василий Карпов. Он пришел в «Горицвет» чуть позже Ирины, в 1998 году. Запомнился сразу и навсегда. Казалось бы, за ним закрепился четкий образ простого мужичка, немного наивного, чуть-чуть хамоватого, но в целом очень доброго и порядочного русского человека. Каково же было удивление зрителей, когда все в тех же «Покровских воротах» Карпов впервые сыграл роль трепетного и нежного интеллигента Льва Хоботова, чем доказал, что ему подвластны еще не такие вершины.
В новом спектакле спектр его существования на сцене характеризуется удивительной сменой чувств и настроений: от высокомерия к интересу, от вожделения к очарованности, от разочарования к надежде. Василий Карпов играет эту роль на верно взятой высокой ноте, ни разу не отступая от партитуры, предложенной режиссером.
Почти два часа на сцене два героя: Он и Она, в замкнутом пространстве, с невозможностью выйти наружу, один на один со своими комплексами, отчаяньем, появившейся и в одночасье рухнувшей надеждой на счастье и любовь. Все это так глубоко, что можно утонуть, — это не мои слова, одна из зрительниц интеллигентно-профессорского вида сказала так после спектакля. Я же позволила себе поинтересоваться у этой потрясающей публики, часто ли они ходят в театр вообще и в «Горицвет» в частности. Опрошены были два профессора и один чиновник с женами (без фамилий). Ответ был предсказуем и однозначен – В театр вообще – иногда, в «Горицвет» — всегда.
Вручающий бенефициантам цветы вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин, как нельзя кстати, привел в пример цитату из фильма «Берегись автомобиля». Помните, герой Евгения Евстигнеева говорит: «Пришла пора, когда театры народные постепенно вытеснят театры профессиональные». Тогда это было смешно, а сейчас…
12+