«Сплин» вывел Оренбург на «Встречную полосу»: как приняли новый альбом на концерте?

«Сплин» приезжает в Оренбург независимо от наличия нового музыкального материала: осенние гастроли группы Александра Васильева давно стали традицией. Но в этом году, равно как и в прошлом, «Сплин» привез на Урал новую пластинку. На этот раз — «Встречную полосу».

Послушать новый альбом и любимые старые хиты в СКК «Оренбуржье» пришли около 2,5 тысяч любителей русского рока. Техники группы извлекли уроки из прошлого года и отстроили звук. Теперь музыканты играли гораздо «чище», на новый уровень вышло и световое шоу, которое «Сплины» возят по гастролям.

Песни нового альбома играли вперемешку со старыми хитами и композициями с предыдущей пластинки. Как всегда, Васильев со сцены много общался с залом, впитывая ответные эмоции — «Сплин» в Оренбурге очень любят. Впрочем, собрать хотя бы половину концерта из нового альбома было сложно: «Встречная полоса» очень компактна и состоит всего из 11 песен, одна из которых длится всего 27 секунд.

Сама по себе «Встречная полоса» — второй подряд альбом «Сплина» в еще более медитативном и монотонном стиле. Если «Ключ к шифру» многие сочли экспериментом, то новая пластинка обозначила переход питерской группы в иную стилистику. Десять лет назад команда Александра Васильева ушла от рокапопсовых мотивов в полуальтернативный, местами экспериментальный стиль. С 2016 года «Сплин» — это энергичные, зачастую рваные внутри, но монотонные и повторяющиеся квадраты, мультиинструментальные вставки, игра с направлениями и жанрами. Между релизами было почти полтора года, но «Встречная полоса» не только на 100% продолжает «Ключ к шифру», она из него вытекает, она его, если угодно, усугубляет.

Группа имеет настолько прочную фанатскую базу, что может себе позволить такой подход к написанию альбомов. Две подряд пластинки без 100% хита. Две подряд пластинки, наполненные медитацией и философией. Две пластинки подряд «Сплин» играет со слушателем аллюзиями, полунамеками и интересными звуковыми решениями. Любую другую группу за такой подход давно бы оставили с полупустым залом, но количество хитов, в том числе и 4-5 — летней давности у «Сплина» такое, что любой концерт можно составить так, что танцевать будут даже скептики.

Интересные песни во «Встречной полосе», конечно, есть. Есть и концертные вещи. Но «Сплин» на этой пластинке оторван даже от той группы, которая играет «Танцуй», «Мороз по коже» и «Дочь Самурая», не говоря уж об «Орбите без сахара» и «Мы сидели и курили» — хотя последняя песня легко могла бы попасть на новый альбом с небольшими коррективами: те же квадраты, повторы, асинхронность и простой мотив.

На новом альбоме игривая «Испанская инквизиция» перекликается с полуполитическими «Шпионами», полушуточные «Булгаковский марш» и «Яблоко» уравновешиваются серьезными «На утро» и «Шаманом». Тащат альбом «Тепло родного дома», записанная в духе «Старого доброго «Сплина» и «Встречная полоса» — они главные на концертах, они — опора пластинки.

Едва ли «Сплин» двинется в этом направлении дальше. Последние московские концерты Васильев и компания играют в акустике, с оркестром или экспериментально. Музыкантам давно наскучил классический «Сплин», но после двух лет игр, экспериментов и чисто музыкальных историй непременно последует реверанс в сторону массового зрителя. А пока что едва ли из «Встречной полосы» в плейлист рядового поклонника рока уйдет больше двух песен. Впрочем, пластинка писалась не для этого — она, скорее, гораздо важнее самим музыкантам как продукт собственного творчества.

На концерте группы «Сплин» работал фотограф Карен Эгнатосян. Как Оренбург пересек «Встречную полосу» смотрите в нашей галерее.(6+)