Сохраним «пережитки» прошлого?
Бузулук, 8 мая — РИА «Оренбуржье»
На минувшей неделе в управлении сельского хозяйства Бузулукского района прошло совещание, которое было посвящено одной теме – реконструкции и консервации скотомогильников, сообщает RIA56.
Не так давно довелось прочитать на страницах Всемирной паутины, что скотомогильники – это «пережиток социализма». Выражение заставило задуматься. Да, действительно, большая часть скотомогильников не только в нашем районе, но и во всей стране была построена во времена расцвета сельского хозяйства, то бишь, ещё при Хрущёве – в шестидесятых годах прошлого столетия. Делали их, что ни говорите, на совесть – кирпичная толстая кладка, бетонные плиты, чугунные крышки-задвижки, ров – вокруг сооружения, навес – от дождя, чтобы влага не попадала. Люди знали, чего боялись – взять хотя бы сибирскую язву. В начале XX века, в 1901 – 1910 годах, эта тяжёлая инфекция ежегодно поражала в России более 16 тысяч человек и 75 тысяч – сельскохозяйственных животных.
Совершенно неожиданно сибирская язва напомнила о себе россиянам в прошлом году. В Российской Федерации в 2012 году зарегистрировано 12 случаев заболевания.
По словам главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, вспышки были зафиксированы в Дагестане и Алтайском крае. На Алтае один из заболевших (а их насчитывалось более десятка человек) скончался. Главврач также сообщил, что на территории России сегодня находится 35 тысяч неблагополучных населённых пунктов по сибирской язве.
Да только ли распространения этой страшной инфекции стоит бояться? Взять хотя бы не обошедшую и наш регион африканскую чуму свиней или особенно актуальное для нынешнего года – бешенство. Страшно всё это. Но ещё страшнее отношение людей к сохранности скотомогильников – тащат (ради сомнительной наживы) всё, начиная с металлических тяжёлых крышек, которые можно сдать во «Вторчермет», до бетонных плит, пригодных для строительства. И не боятся, что «зараза» вырвется наружу, и тогда уже ни несколько сотен рублей, полученных за крышку, ни бетон будут не нужны…
К сожалению, с развалом Советского Союза и угасанием колхозного движения многие скотомогильники некому содержать и охранять, поэтому и имеем то, что имеем.
– В Бузулукском районе 27 мест утилизации биологических отходов, 19 из которых – бесхозные, – сообщил нам заместитель начальника Управления ветеринарии Бузулукского района Игорь Поздняков, – в нормальном состоянии находятся только ямы Беккари и скотомогильники, состоящие на балансе крупных сельхозтоваропроизводителей, занимающихся животноводством. У нас это колхоз «Мир», ООО «Зерно Оренбуржья К», ООО «Карла Маркса», СХА имени Пушкина, СХА имени Дзержинского и СХА «Западная». Справедливости ради следует сказать, что в Оренбургской области разработана целевая программа «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожению биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012 – 2016 годы. В соответствии с ней все бесхозные скотомогильники подлежат консервации, а действующие поставлены на баланс сельхозпредприятий и отремонтированы. Кроме того, на условиях софинансирования (подобные программы приняты в муниципальных образованиях, в том числе и в Бузулукском районе) в районах будут построены современные крематоры для утилизации мелких павших животных, шкур и других отходов животноводческого производства.
– Да, действительно, – подтвердил заместитель главы – начальник Управления сельского хозяйства Бузулукского района Алексей Чегодаев, – будут законсервированы семь бесхозных скотомогильников – в Липовке, Жилинке, Красной Слободке, Лисьей Поляне, Могутово, Сухоречке, Державино. Будут построены два современных крематора: недалеко от села Державина (для сельскохозяйственных предприятий Державинского куста) и возле Тупиковки (для юго-западной зоны). На эти цели предполагается истратить 18 миллионов 350 тысяч рублей (около двух миллионов вкладывает Бузулукский район). Дело осложняется тем, что мы ограничены определёнными временными рамками, в которые обязаны уложиться.
Для крематоров необходимо подобрать место, исходя из наличия газа, воды и электричества, а затем юридически оформить землю, поставить на баланс сельсоветов (должен быть хозяин). И только потом приступать к строительству.
– Крематор – вещь нужная и, вне сомнений, современная, хорошая, – подчеркнул Игорь Поздняков, – но, к сожалению, недолговечная. Срок службы составляет порядка семи-десяти лет. Почему? А представляете, сколько необходимо затратить энергии, чтобы зимой в сорокаградусный мороз сжечь труп, скажем, лошади? Какую температуру необходимо поддерживать в течение длительного отрезка времени? Мы, ветеринары, придерживаемся того, что необходимо и скотомогильники сохранить (их срок службы в десятки раз больше крематоров) и привести их в надлежащее состояние, и крематоры использовать – по возможности. Кстати, и на Западе используют не только современные крематоры, но и земляные захоронения – ямы Беккари и скотомогильники.
Так вот, возвращаясь к началу материала, предки-то наши были умными, мудрыми и умеющими считать деньги людьми: строили вроде бы на время, а оказалось – на века.
Сибирская язва – острое, особо опасное инфекционное заболевание всех видов сельскохозяйственных, домашних и диких животных, а также людей. Характеризуется интоксикацией, развитием воспаления кожи, лимфатических узлов и внутренних органов. Грунт, заражённый бациллами сибирской язвы, длительное время остаётся возбудителем инфекции для восприимчивых животных или человека. В случае несвоевременного оказания медицинской помощи приводит к смерти. В Оренбуржье располагается 952 места сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Из них 533 (58,1%) не соответствуют требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Об этом сообщили в пресс-службе прокуратуры Оренбургской области. Скотомогильники зачастую не огорожены, не забетонированы и не обвалованы. Санитарно-защитные зоны зачастую не определены либо нарушается их установленный режим. На территории региона установлено 54 места сибиреязвенных захоронений, из них только 26 захоронений произведено в скотомогильниках. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 сибирская язва включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Оренбургской области насчитывается около 900 стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов, почвенных очагов. В прокуратуре области отмечают, что наибольшую эпизоотолого-эпидемиологическую опасность представляет выпас животных вблизи необустроенных сибиреязвенных скотомогильников, а также на пастбищах, где имели место падёж скота и несанкционированные захоронения трупов животных. Многие места захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы (почвенные очаги), относятся к XIX веку и первой половине XX века, и их местонахождение до настоящего времени не известно.