Собака была кусачей. Чем оренбуржцам запомнится 2018 год

2018 год как для России, так и для Оренбургской области получился максимально неоднозначным. Это год абсолютного счастья после Чемпионата мира и катастрофической неопределенности из-за экономической политики. Это год надежд на трансформацию внутренней политики и разочарования громкими коррупционными делами. Это год побед и поражений, год силы и невезения. 

RIA56 традиционно в один из последних дней декабря подводит итоги последних 12 месяцев. Как прожила этот период Россия, что произошло в Оренбургской области, что беспокоило людей и о чем писали СМИ — в нашем обзоре.

Прерванный полет

Особняком и первым номером итогов года, как бы это грустно не звучало, стоит крушение Ан-148. Это самая крупная авиакатастрофа в истории Оренбургской области. 11 февраля 2018 года в Раменском районе Московской области потерпел крушение самолет «Саратовских авиалиний» сообщением Москва – Орск. Борт вылетел из аэропорта «Домодедово» в 14.21 по московскому времени, а через четыре минуты пропал с радаров.

Он упал в поле между лесом и деревней Аргуново, в нескольких сотнях метров от жилых домов. На борту было 65 пассажиров. В списке погибших 34 жителя Оренбургской области (больше всего орчан – 28 человек), жители других регионов России, а также 2 иностранных гражданина, трое детей от 5 до 17 лет и 6 членов экипажа.

Идентификация останков заняла более полугода. В ноябре на востоке области простились с погибшими при крушении.

Эхо Москвы

На жизнь Оренбургской области в первую очередь оказывает федеральная повестка. Большинство трансформаций в повестки внутри области связаны именно с действиями, законами и настроениями в Москве. Среди глобально значимых событий, повлиявших на жизнь Оренбуржья, такими стали Чемпионат мира и президентские выборы. Оренбург захватила футбольная лихорадка, а область, как утверждают региональные чиновники, «вышла из красного пояса».

Экономическая повестка — еще один федеральный «локомотив», сильно влияющий на жизнь Оренбуржья. Крайне болезненная пенсионная реформа и масштабные протестные митинги даже в малых населенных пунктах, курсы валюты, повышение НДС, дорожающий бензин.

В конце года информационные каналы захватил вопрос общероссийской «мусорной реформы». Эксперты изначально прогнозировали высокий тариф на мусор, однако он оказался на 40% ниже ожидаемого (максимальные 110 рублей вместо 150).

По-прежнему в Оренбуржье живо обсуждали ситуацию на Украине и войну в Сирии. Информация о воюющих оренбуржцах по-прежнему продолжает поступать с Ближнего Востока, а подвиг Александра Прохоренко в этом году окончательно укрепился как еще одна «скрепа» для региона — Родины Героя.

Большой всплеск социального негатива в Оренбургской области вызвала ситуация с запретом Телеграма. Популярный мессенджер вошел в обиход не только у молодежи и представителей IT-сферы, но и у простых пользователей смартфонов. При этом особую популярность, по опять-таки столичному тренду, он обрел у чиновников. Более позитивной федеральной новостью стали небольшие подвижки в либерализации законодательства. Интернет-экстремистов, обладателей шпионских ручек (популярный гаджет нашли даже у экс-мэра) и «разжигателей ненависти» теперь будут судить менее строго.

Встать, суд идет!

2018 год стал для Оренбуржья переломным в вопросе «сакральности» власти. Неприкасаемых больше нет, говорят СКР и ФСБ — это еще один общероссийский тренд, «прилетевший» в Оренбуржье из федерального центра. Конечно, дело экс-главы Оренбурге Евгения Арапова и его заместителя Геннадия Борисова по резонансу перекрыло остальные процессы, но меньше их от этого не стало.

Фигурантами дел становились даже региональные министры: глава минсельхоза Михаил Маслов (дело пока не дошло до суда) и частично оправданный руководитель министерства спорта Олег Пивунов. С обысками приходили к главе минобразования Вячеславу Лабузову (ушел в отставку этой осенью). Министр лесного хозяйства Виктор Тонких фигурантом дел не становился, но громкое увольнение после публикации корпоративных видео по-прежнему не стерлось из памяти оренбуржцев.

Тесно связанное с делом министра Маслова расследование в отношении руководителя компании «Вишневский» Виктора Железнова стало не менее резонансным. До суда дела пока не дошли, однако породили масштабную общественную дискуссию о приемлемости содержания в СИЗО по экономическим делам.

Громкие суды в области шли с начала года. Суд частично оправдал экс-сотрудника мэрии Сергея Макеева по делу о домах для сирот. Дело «оборотней в погонах» — сотрудников МВД Красильникова и Бурковского завершилось обвинительным приговором.

Большая политика…

Политический процесс в Оренбуржье во многом оказался тесно связан с предыдущим, судебным блоком. После головокружительного успеха власти на президентских выборах до конца года в региональном правительстве ушли или были отправлены в отставку сразу несколько министров. Впрочем, один из них — Дмитрий Кулагин — формально ушел на повышение, обменяв вице-губернаторское кресло на пост главы Оренбурга.

В ближайшее время перестановки затронут и мэрию областного центра. Кулагин уже приступил к формированию команды: из администрации города ушел и.о. главы Сергей Николаев, первым заместителем мэра стал Сергей Чуфистов. О новых кадровых решениях Кулагин пообещал сообщить через неделю-другую.

Главное политическое событие для области — губернаторские выборы 2019 года. Открыто о них пока не говорят, однако в течение года СМИ и Телеграм-каналы (опять-таки, «рука Москвы») несколько раз сообщали о вероятной замене главы региона. Сам Юрий Берг, впрочем, на слухи внимания не обращает: большую часть года губернатор провел в командировках по области. На вопросы о выборах 2019 года глава региона пока не отвечает. Подобное молчание в 2014 году завершилось спокойным сообщением о выдвижении, после которого Юрий Берг продолжил заниматься текущими делами.

Под конец года по всей области прогремела кризисная, но в то же время комичная в своем абсурде ситуация в Бузулуке. Глава местной администрации Валерий Рогожкин попытался саботировать конкурс по выборам мэра… не пустив комиссию в кабинет для приема документов. Региональные власти достаточно быстро взяли ситуацию под свой контроль, но Рогожкин продолжил борьбу за руководящий пост — теперь уже в правовом поле.

… и реальная экономика

Под конец года Оренбургская область фактически зафиксировало тренд на «евразийскую кооперацию». Регион существенно увеличил масштабы торговли с регионами ЕАЭС. На форум «Евразия» на этот раз приехали не только традиционные партнеры их Казахстана, Белоруссии и Армении, но и политики из Китая и Узбекистана. Многолетнее позиционирование региона как «торгового центра и логистической базы» союза дало свои плоды.

Темпы роста инвестиций в Оренбуржье в 2018 году достигли 126,8 процента. Пакет приоритетных инвестпроектов пополнили сразу несколько новых компаний. В течение года власти и представители бизнеса заявили о строительстве целого ряда новых производств — пока локальных, но достаточно перспективных. Регион продолжает развивать туристическую отрасль, это в первую очередь касается Соль-Илецка. Еще одним локомотивом развития региональной экономики в Доме Советов называют новотроицкую «территорию опережающего развития».

Конечно, региональная экономика окрашена отнюдь не в розовые тона. Проблемы заводов востока области (холодильники, ЮУМЗ), кризис на птицефабриках, проблемы оренбургских авиаторов в «России» снова потребовали «ручного» вмешательства со стороны властей. В ситуации помогают в том числе и федеральными деньгами. К слову, успешное освоение федеральных средств по программе «Безопасные и качественные дороги» и «Городская среда» неплохо пополнили бездефицитный 88-миллиардный областной бюджет на 2019 год: региону удалось получить дополнительные федеральные транши.

Общество заговорило

«Городская среда» стала одним из проектов, в реализацию которого вовлекли широкие массы. Длительное общественное обсуждение завершилось массовым голосованием в день президентских выборов. Победила набережная Урала, впрочем, остальные объекты, участвовавшие в конкурсе, пообещали не забывать. Помимо того, благодаря «Городской среде» в области открылись десятки новых объектов и дворов.

Ремонт набережной оставил у оренбуржцев двоякое впечатление. С одной стороны, жемчужина города после масштабной реконструкции снова засверкала, а если хотя бы 70% проекта воплотится в реальность, станет уместным и сравнение с Самарой. С другой стороны, непрекращающиеся дискуссии вокруг качества ремонта и уголовное дело оставили достаточно неприятный осадок. В мэрии и Доме Советов уже напрямую говорят о том, что нынешняя система госзакупок и условия проведения торгов при ремонте таких объектов, как набережная, неизбежно порождают поводы для кривотолков.

Еще один — теперь уже возмущенный — возглас общественности раздался над Оренбуржьем во время сноса «Обкомовской дачи». Одно из красивейших зданий города, пусть и заброшенных, пало жертвой конфликта между частным бизнесом, мэрией и минкультом. Тяжбы по поводу здания (уже, увы, навсегда утерянного) продолжаются до сих пор.

Оренбуржье в 2018 году много говорило о пожарной безопасности. Трагедия в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», где при пожаре погибли десятки человек, стала катализатором массовых проверок торговых объектов и административных зданий во всех регионах, включая и Оренбургскую область. Результаты впечатлили со знаком «минус»: сотни торговых зданий на территории региона при пожаре оказались не менее опасны, чем кемеровский ТРЦ (и не только потенциально опасны — в конце 2017 года в Оренбурге менее чем за два месяца сгорели три торговых центра: благо, обошлось без жертв). Не менее остро стояла и проблема природных пожаров: степные возгорания на востоке Оренбуржья стали настоящей головной болью как для МЧС, так и для региональных властей.

Горят, впрочем, и объекты, в которых людей нет. За 2018 год в Оренбурге сгорело сразу несколько заброшенных зданий, расположенных в жилой зоне. В бараках давно никто не жил, обошлось без жертв. Однако цепочка пожаров в однотипных «заброшках» породила множество разговоров о том, что иногда «проще сжечь, чем демонтировать».

Преступление… и наказание?

Далеко не все громкие преступления, совершенные в области в 2018 году, раскрыты. Самое громкое дело об убийстве бизнесмена и школьника в Восточном районе Оренбурга не раскрыли ни по горячим следам, ни год спустя. Все ранее задержанные оказались непричастны к зверскому убийству. Следствие рапортует о продолжении работы, однако результатов пока нет.

В 2018 году завершилось расследование по пожару в квартире на Салмышской, где погибли взрослые и дети. Серьезный пожар в квартире дома № 58/1 произошел 12 февраля. Тогда на месте погибли двое мужчин, еще двое детей скончались по дороге в больницу. Позже в лечебных учреждениях скончались еще две женщины. На пожаре выжила девочка. Ребенку нашли семью опекунов. Причиной возгорания назвали умышленный поджог.

Эхо большой войны на Ближнем Востоке пока не отпускает Оренбургскую область. За год в регионе прошло сразу несколько облав на ячейки радикальных исламистов. В основном — по сельским территориям. Изъята атрибутика радикальных ячеек и литература. В мае до Оренбурга докатилась волна «свидетелей Иеговы» (запрещенная в России по решению суда экстремистская организация)- в областном центре задержали девять активистов секты.

В конце года десятки волонтеров и полицейских вышли на поиски пропавшего в Сакмарском районе ребенка. Никаких следов исчезнувшего школьника не могли обнаружить в течение месяца. За две недели до нового года в одной из сельских траншей обнаружили тело. По подозрению в убийстве задержан местный школьник.

Немного разбавляет страшный криминальный паноптикум относительно безобидное дело майнинговой фермы. Ангар с платами и видеокартами, пожирающий колоссальное количество электричества, силовики обнаружили около завода РТИ. Майнинг, впрочем, сам по себе — не преступление. Промышленный районный суд признал двух руководителей коммерческой фирмы виновными по статье «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». За ущерб энергетической компании в размере 78 миллионов рублей суд назначил владельцам майнинг-фермы штраф в 200 тысяч рублей каждому.

Здоровье

Под конец года стало известно, что в Оренбургской области появится новая областная детская больница. Модернизация корпусов на Рыбаковской невозможна, поэтому принято решение о строительстве нового полноценного здания. На возведение областной детской клиники в 2020-2021 годах из федерального бюджета поступит 2,6 миллиарда рублей.

В Орске продолжается строительство онкоцентра. В феврале стало известно, что на новый этап работ федеральное правительство выделило еще миллиард рублей. Ввести в эксплуатацию учреждение, согласно документации, должны в 2019 году.

В 2018 году после выступления журналиста Александра Гамова на пресс-конференции Владимира Путина в Оренбуржье вернули локальные диализные центры. Кабинеты для гемодиализа появились в Бугуруслане и Медногорске.

Главное событие со знаком «минус» — статистика по ВИЧ. Оренбургская область в целом и восток в частности показывают крайне плохую динамику: специалисты говорят о настоящей эпидемии.

Кино и музыка

Культурное пространство Оренбургской области в 2018 году сделало еще один шаг вперед. Кинофестиваль «Восток-Запад» в очередной раз собрал в Оренбурге известных актеров, а местные кинолюбители смогли увидеть на экранах «Космоса» и «Сокола» несколько всероссийских премьер.

Но не только большие звезды светили в Оренбурге: маленький певец Рутгер Гарехт покорил сердца миллионов россиян и победил в шоу «Голос.Дети». Сегодня ни один концерт в Оренбурге не обходится без выступления Рутгера, при этом школьник выступает и на больших федеральных площадках.

Сарматы, савроматы, некрополи и курганы. В этом году археологи области совершили настоящий научный прорыв, раскопав в центральном Оренбуржье уникальные захоронения. К сожалению, цивилизованные раскопки продолжались недолго: осенью курганы разграбили «черные копатели».

Удар и гол

Футбольная лихорадка, заразившая Оренбург во время чемпионата мира, получила хорошую подпитку от ФК «Оренбург». Команда Владимира Федотова не только вернулась в РПЛ, но и стала главным открытием сезона: оренбуржцы после половины сезона не только далеко от зоны вылета, но и реально претендуют на место в еврокубках. Домашние победы над «Локомотивом» и «Рубином», боевая ничья с «Краснодаром» — мог ли оренбургский болельщик мечтать о таком пять лет назад?

Били в этом году не только по воротам. Боец ММА Дамир Исмагулов  защитил пояс чемпиона М1, а чуть позже — блестяще дебютировал в UFC, став первым оренбуржцем, выступающим в самом популярном промоушене России. Оренбургские бойцы есть и в других «лигах» — Bellator и RSS.

Массовый спорт не отстает от профессионального. Оренбуржцы наконец-то получили свой горнолыжный курорт. Поездки в Ташлу, Кувандык и Башкирию теперь можно делать реже: прямо под областным центром на горе Гребени появился маленький, но гордый горнолыжный курорт. Малая высота горы компенсируется новым оборудованием и неплохим сервисом.

Потери

Сергей Гаврилин

Николай Скрипаль

Олег Свиридов

Виктор Ренев