Шелковый путь: чего достигла Мангистауская область в 2018 году

Мангистауская область расположена на юго-западе Казахстана, граничит на северо-востоке с Атырауской и Актюбинской областями, на западе — по морю с Российской Федерацией, Азербайджаном и Ираном, на юге — с Туркменией и на востоке — с Узбекистаном. Территория Мангистауской области составляет 165,6 тыс. кв. км. В области расположены 2 города (Актау, Жанаозен), 5 сельских районов, 3 поселка, 39 сельских округов и 54 села. Регион является промышленным, здесь добывают 25% нефти Казахстана.

Население региона — 676,7 тыс.человек, из них городское — 270,8 тыс.человек (40,2%). Область занимает 4 место по темпам роста численности населения (2,7% роста с начала 2018 года, при этом в среднем по РК рост — 1,2%). Отмечается высокая рождаемость. За 11 месяцев 2018 года естественный прирост населения составил 15 528 человек.

В области находятся «морские ворота» Казахстана — город Актау, в котором расположен одноименный порт международного транзита, который имеет важное значение в развитии транзитно-транспортного потенциала страны. Южнее порта «Актау», на восточном побережье Каспийского моря находится паромный мультимодальный комплекс «Курык», который предоставляет новые возможности для автомобильного транзита. В целом, развитие транспортной инфраструктуры дает мультипликативный эффект для роста конкурентоспособности экономики и придает новый импульс торговым потокам возрожденного Шелкового пути, расширяя сотрудничество и способствуя экономическому продвижению региона.

Сегодня порт «Актау» – это крупный казахстанский хаб. Отсюда через порты наших соседних государств можно отправить груз в любую точку мира. Порт представляет собой многофункциональный современный комплекс, обеспечивающий полноценную перевалку  генеральных, сухих грузов, нефти и зерна. Здесь сходятся железнодорожные пути и автомобильные трассы. В целом, по своим техническим параметрам порт «Актау» полностью соответствует международным стандартам. Акватория порта специально оборудована для безопасной стоянки, разностороннего обслуживания судов и проведения грузовых операций. Пропускная способность порта составляет 16,5 млн тонн. В условиях высоко интегрированной экономики и переориентации международных маршрутов порт «Актау» взял курс на развитие транзитных перевозок.

Одним из основных приоритетов развития морской инфраструктуры и увеличения грузооборота региона является наращивание объемов контейнерных перевозок между портами Каспийского бассейна и  привлечению новых видов груза. В настоящее время большое внимание уделяется развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который ориентирован на обеспечение грузоперевозок между Казахстаном, Китаем, Юго-Восточной и Центральной Азией, Турцией и странами Южной Европы, отмечают в компании GT.

В результате развития программы «Нурлы жол» и транзитной стратегии Казахстана были разработаны транспортные маршруты, которые позволят порту «Актау» привлечь значительные транзитные грузы. За последние  5 лет поток контейнерных грузов через территорию Казахстана возрос почти в 100 раз. В данное время разрабатывается Срединный мультимодальный маршрут, который пройдет из Китая через порт «Актау» в порт «Баку»,  страны Закавказья, порты Батуми, Поти и Турции.

Порт «Актау» является одним из важных звеньев этого маршрута. Потенциал маршрута очень высок — до 300 тыс. контейнеров в год. Поэтому в Казахстане были дополнительно созданы Северный морской  терминал и порт «Курык». Порт «Актау» также усиленно готовится к этим объемам, закупая новую специализированную технику  и именно в контейнеризации представлены большие перспективы. На сегодняшний день мощность порта позволяет принимать и обрабатывать до 40 тыс. контейнеров в год, но стратегические задачи гораздо выше — 75-100 тыс. контейнеров.

За 2018 год общая перевалка грузов составила 3 554 тыс. тонн. В том числе: перевалка нефти и нефтепродуктов — 2 089 тыс. тонн, за прошлый год объем перевалки — 1 437 тыс. тонн, показатели перевалки металла — 188 тыс. тонн, перевалка других грузов — 358 тыс. тонн, перевалка зерна — 823 тыс. тонн, перевалка паромных грузов — 96 тыс. тонн.