Вертолеты будущего получат джойстики и трекболы
Объединенная приборостроительная корпорация (входит в госкорпорацию «Ростех») представила на выставке HeliRussia-2016 новую универсальную кабину вертолета будущего. Как сообщил гендиректор АО «Раменское приборостроительное бюро» Даниил Бренерман, главное ноу-хау новинки в том, что управление вертолетом ведется не с помощью привычного штурвала, а знакомыми многим по миру компьютеров трекболом и джойстиком.
— Нашу кабину не стыдно поставить рядом с образцами лучших западных вертолетных брендов, — сообщил Даниил Бренерман. — Это абсолютно современное, передовое решение, не имеющее прямых аналогов в мире. На Западе только у итальянского универсального вертолета AgustaWestland есть трекбол. Джойстики в качестве управления не использует еще никто. Надеемся, что со следующего года наше решение будет интегрировано в конструкцию всех перспективны российских вертолетов.
Новая универсальная вертолетная кабина Объединенной приборостроительной корпорации — это четыре жидкокристаллических дисплея, приборная панель с трекболом с одной стороны от пилота и джойстиком — с другой. Привычных аналоговых-стрелочных приборов в вертолете больше нет. Как объяснил Бренерман, трекбол или «авиационная мышь», позволяет пилоту управлять информацией, отображаемой на дисплеях. Летчик может самостоятельно переставить изображения тех или иных приборов, так же как пользователь персонального компьютера по своему усмотрению оформить рабочий стол операционной системы. Как и на компьютерном дисплее, есть возможность выставить приоритеты отображения информации, чтобы перед глазами всегда было самое необходимое. А второстепенные приборы и их показания оставить на втором плане, не загромождая рабочий стол, передает газета «Известия».
Эксперт в области авиации Антон Лавров рассказал, что отказ от штурвала в пользу джойстика — это переход на там называемый электронный борт, когда нет прямого механического или гидравлического воздействия от штурвала на закрылки и рули летательного аппарата.
— Эта система называется Fly-by-wire — «пилотируемые по проводам», — рассказал Антон Лавров. — Главное ее достоинство в том, что многие функции снимаются с человека и отдаются под контроль компьютера. То есть от джойстика сигнал идет сначала в компьютер, анализируется и только потом передается непосредственно на исполняющее устройство. Благодаря этому пилот своими неправильными действиями не сможет свалить машину в штопор или выполнить иной опасный маневр.
По словам Бренермана, вертолетная кабина универсальна, а следовательно, ее можно интегрировать в конструкцию любого современного российского или иностранного вертолета. Например, на итальянские вертолеты AgustaWestland AW189, которые по лицензии будут производиться в России.
Первым из отечественных машин новую кабину может получить Ми-38. Эта машина идет на смену семейству многоцелевых вертолетов Ми-8/171 и в перспективе, как и ее предшественники, обещает стать самой массовой российской разработкой на рынке. В ходе HeliRussia-2016 концерн «Вертолеты России» делает особую ставку на Ми-38, позиционируя его не просто как сменщика семейства Ми-8/171, а принципиально новый вертолет, которому предстоит занять нишу между предшественниками и тяжелыми вертолетами семейства Ми-26.