Помню чувство голода. Бузулучанка Валентина Свиридова рассказала о блокаде Ленинграда
В 2024 году Валентине Свиридовой исполняется 85 лет. А на начало блокады, осенью 1941-го, ей было всего 2,5 года. Об этом рассказали в администрации Бузулука.
Почти все, о чем она рассказывает о суровых годах блокады Ленинграда, основано на скупых воспоминаниях ее матери.
— Помню постоянное чувство голода. С продуктами питания в городе с каждым днем становилось все тяжелее. 10 сентября 1941 года немецким летчикам удалось разбомбить Бадаевские склады. В результате пожара город лишился значительных запасов продовольствия. Постепенно иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. Осенью 1941 года начался голод. На втором этаже нашего дома наша семья осталась единственной выжившей. Ели тогда все, что могли. Брат вспоминал, как мама варила из столярного клея холодец. Однажды он с ребятами постарше выбрался на поле, где раньше росли капуста и картошка, и из замерзшей земли наковырял килограмма два-три мерзлой картошки. Во время бомбежек мама дежурила на крышах и вместе с подругами тушила зажигательные бомбы, которые немцы сбрасывали на город. В перерывах между налетами девушки ходили по квартирам, проверяли, кто остался в живых, кому нужна помощь, — рассказала Валентина Сергеевна.
Маленькая Валюша Пермякова, ныне Свиридова, пережила две страшных блокадных зимы. Потом пришло долгожданное освобождение. Блокада была прорвана в январе 1943 года. Это позволило несколько улучшить снабжение Ленинграда продуктами и начать эвакуацию горожан. Покинула Ленинград и семья Пермяковых.
Их с мамой эвакуировали в Свердловск, а потом и в Оренбург. Пермяковы обосновались в Старой Елшанке. Здесь в 1947 году их нашел глава семьи. Позднее они перебрались в Бузулук.
Сейчас Валентина Свиридова воспитывает внуков и правнуков. Накануне значимой даты ей вручили памятный знак «В честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
Фото со страницы в соцсети администрации Бузулука
16+