Получил диплом – уехал в Москву: как вернуть в Орск молодых специалистов?

«Врача на участке нет, вас примет фельдшер». Все чаще орчане слышат эти слова, обращаясь в поликлинику. Дефицит медицинских кадров возник не сегодня, он стал тенденцией последних лет, но с течением времени положение только усугубляется. Окончив Оренбургский медуниверситет, молодые доктора не желают возвращаться в Орск. И несмотря на целевые наборы, на то, что конкретное лечебное учреждение делает ставку на определенного студента, проблема остается.

— Уже более 15 лет у нас существует целевая программа направления абитуриентов с хорошей успеваемостью в медуниверситет. Успеваемость отслеживается по пробным ЕГЭ по русскому языку, литературе, химии, биологии, – отмечает заместитель главного врача городской больницы № 1 Владимир Бондаренко. – Выпускник, успешно сдав экзамены, может претендовать на бюджетное место. После этого заключается трехсторонний договор между больницей, администрацией города и университетом. Целевик имеет преимущества при поступлении в институт, а мы гарантируем ему трудоустройство и прохождение практики на всех этапах обучения. Но, согласно трехстороннему договору, мы выплачиваем ему стипендию всего 1 200 рублей в месяц. Понятно, что этого мало.

Деньги платим 10 месяцев в году, за исключением каникул. В год студент-целевик получает 12 тысяч рублей. И выходит, что, окончив университет и оценив перспективы работы в Орске, в районах и в крупных городах, многие возвращают больницам затраченные средства и едут туда, где больше перспектив.

Владимир Владимирович отмечает: неоднократно, еще когда он руководил управлением здравоохранения при администрации Орска, перед главой города, перед минздравом Оренбургской области и фондом ОМС поднимался вопрос увеличения суммы выплат студентам. Но ситуация не изменилась.

– Если платить хотя бы по 10- 15 тысяч в месяц, на эти деньги студент сможет снять квартиру, а главное – сумма, которую в случае расторжения договора придется возвращать лечебному учреждению, станет куда более значимой, – уверен он. – Не каждый сможет сразу отдать 600 и более тысяч рублей. Соответственно, врачи будут оставаться в городе. – Кадровая проблема стоит очень остро, – отмечает главный врач городской больницы № 4 Владимир Коган. – Это притом, что сегодня средний возраст врачей в городе – выше 50 лет. Больно смотреть, как город превращается в один большой ФАП, где врачей заменяют фельдшеры. А ведь лечить будут только врачи!

Владимир Ильич уверен: для того чтобы молодые специалисты – целевики возвращались в город, необходимо возрождать систему распределения. Впрочем, вопрос не только в ней, но и в уровне жизни, в развитии территории.

– Если в Оренбурге врачи оставаться не хотят, а там, кстати, тоже их не хватает, кто же поедет в город, в котором все разваливается? – недоумевает Владимир Ильич. – Зачем? Если у молодого специалиста еще нет семьи, он, возможно, подумает. А если есть вторая половинка, и не врач, ей тоже надо где-то работать!

Соглашается с коллегой Владимир Бондаренко:

– Вот наглядный пример. Наша больница обучила экдокринолога. Врач приехала в Орск вместе с супругом, который устроился на вагонный завод. Предприятие объявили банкротом, и спустя некоторое время пара перебралась в Краснодар, где и для мужчины, и для жены-эндокринолога нашлась работа с достойной зарплатой.

– Решать кадровую проблему нужно комплексно, – уверена член Общественной палаты Маргарита Зубарева. – Во-первых, необходимо решить вопрос с подъемными для молодых специалистов. Их справедливо давать не только иногородним, но и вернувшимся в город орчанам. И сумма должна быть не 57 тысяч рублей, как сегодня, а не менее 500-600, чтобы человек мог снять жилье или купить 1-комнатную квартиру. Во-вторых, нужно вернуть обязательную отработку в течение 3-5 лет, направляя молодых специалистов в первичное звено. За это время многие успевают закрепиться на месте. Кто-то женится или выходит замуж, кто-то привыкает к коллективу и уже не хочет никуда уезжать. Проблема с кадрами существует не только в Оренбургской области, но и в других регионах. В Саратовской области, как рассказывают коллеги, уже вернулись к обязательной отработке для студентов-бюджетников. (За досрочное расторжение договоров студентам, поступившим в нынешнем году, придется заплатить порядка 600 тысяч рублей штрафа. – Прим. автора.) Вопрос можно и нужно решать если не на уровне государства, то хотя бы на уровне региона. У нас имеется практика выделения врачам муниципального жилья с условием, что, отработав 10 лет, специалист получает право оформить его в собственность. Ее нужно продолжать. А еще очень важно привить желающим поступать в мединститут любовь к профессии. Делать это нужно со школьной скамьи, чтобы через год-два после начала обучения у студента не пропадал интерес к медицине. Я считаю, старшеклассникам в профильных классах нужно чаще общаться с врачами, которые расскажут о профессии, о спасении человеческих жизней. Да, профессия врача сложная, она требует большой концентрации, непрерывной учебы, поэтому выбор изначально должен быть осознанным.

Кстати

Вопрос обязательной отработки для молодых специалистов, которых на бюджетные средства обучило государство, недавно на форуме ОНФ поднял известный детский врач Леонид Рошаль.

– Если бы мы приняли 5 лет назад распределение выпускников учебных заведений, которые обучаются, подчеркиваю, за государственный счет (и не только тех, которых направляет и оплачивает государство), на работу на 3-4 года – так, как это было, и никто от этого не помер, – мы бы быстро, в течение года-двух, решили проблему, – отметил он.

Ранее доктор Рошаль неоднократно призывал вернуться к системе обязательной отработки, предлагая выпускникам медицинских вузов, не желающим ехать работать по месту распределения, полностью компенсировать государству все расходы, затраченные на их обучение.

Людмила Светушкова, «Орская газета».