По инициативе Анны Кузнецовой школы наделили задачей воспитывать детей
1 сентября в силу вступили в силу поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», по которому школы теперь должны не только обучать детей, но и активно участвовать в их воспитании. Законопроект еще в 2020 году предложила федеральный уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова, а в июле того года документ подписал президент России Владимир Путин.
Согласно поправкам, каждая школа должна сформировать полноценную воспитательную программу, благодаря которой дети будут не только получать знания, но и развиваться, как личности.
Тема воспитания обозначена президентом как федеральная задача. В этой связи необходимо инициировать и принять программу по модернизации воспитательной деятельности с участием всех заинтересованных ведомств. По словам Кузнецовой, план воспитательной работы должен быть многокомпонентным.
— Не только школа, но и семья, и сфера допобразования, и вопросы культурно-эстетического, спортивного развития – все это должно складываться, как пазл, в единую гармоничную систему. Не должно быть заплаточных проектов. Все должно быть вплетено в общую канву. Если в одном направлении нет успеха, мы должны быть уверены, что ребёнок найдёт себя в другом направлении. Если в семье проблемы с воспитанием — мы знаем, что школа здесь придет на помощь. Со школы тоже начнется спрос, но для этого им условия надо создать, — отметила Анна Кузнецова.
Помимо прочего, федеральный детский омбудсмен сочла необходимостью ввести в школьную программу новый предмет – семьеведение. Эту дисциплину будут преподавать в рамках существующих гуманитарных предметов. Проект уже успешно реализуется в 60 пилотных регионах, в настоящий момент прорабатывается вопрос о создании соответствующего учебника.
Закон может решить и такую острую проблему, как, например, буллинг. По статистике, более половины детей в России сталкивались с травлей, при этом треть из них не рассказывает об этом.
Как рассказала начальник отдела допобразования минобра Оренбургской области Юлия Воронина, работа над внедрением воспитательных программ в школьное образование продолжается уже два года.
— Мы апробировали проект на площадках опережающего внедрения – это 15 школ, 4 учреждения среднего специального образования и 3 детских сада. С помощью ресурсных центров поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя, которые работают не только в Оренбурге, но и в каждой территории, мы организовали эту работу в штатном режиме. На базе педуниверситета провели обучение педагогов, открыли региональную онлайн-школу «Профмастерская классного руководителя» с плановым охватом более 1,5 тысячи человек в год. Сегодня школы, организации СПО, детские сады формируют собственные планы воспитательной деятельности на основе федерального и регионального планов. У нас есть собственные интересные наработки – например, курс «Мое Оренбуржье», — отметила Юлия Воронина.
Также начальник отдела допобразования добавила, что за школой традиционно закреплена воспитательная функция. А новая программа стала более понятной для педагогов, она учитывает традиции школы, позволяет более активно привлекать к воспитательной работе современные детские общественные организации, такие как Российское движение школьников.