Питание в школе: здоровье или каприз
Вопрос государственного значения требует государственного подхода.
Новые «майские» указы Президента РФ ставят задачу увеличения средней продолжительности жизни в стране до 80 лет, качество питания при этом играет одну из ключевых ролей. При этом под словом «качество» контролирующие органы чаще понимают безопасность и полноценность, а питающиеся – вкус и цену.
Такой же подход часто применяется к оценке питания в школе. Опросите 10 старшеклассниц и 8 из них, заявят, что не едят школьные котлеты. При этом котлеты в большинстве оренбургских школ готовятся в конвектоматах, то есть не жарятся на масле и ,как следствие, не вредят желудку. В результате вид у них не румяный, корочке не хрустящая. Насколько такая «некрасивая» котлета полезнее жареной школьников мало волнует. Означает ли это, что нужно все-таки жарить? А может быть стоит носить жареные из дома и жевать холодную на перемене каждому свою из контейнера?
Еда не прихоть, а основа здоровья
Эту прописную истину знают все с детства. Но во многих ли семьях ей следуют? Как часто на вашем столе появляются супы и витаминные (не майонезные) салаты? Сформированные вкусовые пристрастия наших детей вступают в жесткие противоречия с современными требованиями, предъявляемыми к питанию школьника. Безусловно, это не проблема ребят. Но родителям, педагогам и поварам приходится объединять усилия, чтобы ее решить. К слову, многие родители приводят своих детей в витаминные центры, где им прорабатывают программу приема добавок (http://vitaminas.ru).
Изначально следует говорить о двух видах питания в школе: в крупных городах и в остальной части Оренбургской области. Они принципиально различаются как в организационном плане, так и в технологическом. Оборудованные современным импортным оборудованием оренбургские, бузулукские и бугурусланские комбинаты питания готовят по типовым меню и кормят десятки тысяч детей. В школьной столовой какого-нибудь поселка Окраина повар тетя Маша, как и двадцать лет назад, варит борщ и жарит беляши на чугунной сковороде.
Усреднить эти два полюса практически невозможно, потому как проводить конкурсы и аукционы по организации питания в поселке Окраина так же фантастично, как и ожидать там приземления марсиан. Для школ в малых населенных пунктах нужны отдельные схемы организации питания.
Большинство претензий высказывают родители детей в больших населенных пунктах. При этом мизерная часть их них обоснована и аргументирована.
Что делать, если ребенок не есть в школьной столовой
Как-то так сложилось в русском характере, что критичные выпады мы часто делаем на основе очень поверхностных данных, а то и вовсе базируясь на чужом мнении или опыте. Сказал ребенок: «Не вкусно», — значит, плохо кормят. Не призываю не доверять детям. Рекомендую разобраться в причинах. Для этого достаточно пару раз побывать на школьном завтраке. Посмотреть и попробовать, поговорить с членами бракеражной комиссии, в которую входят члены родительского комитета и администрации школы.
Если вы серьезно озабочены качеством питания и посещение школьной столовой вызвало больше вопросов, чем ответов, то обратитесь в родительский комитет, администрацию школы с инициативой провести экскурсию на комбинат школьного питания, который обслуживает вашу школу. Предприятия эти находятся под неусыпным контролем Роспотребнадзора, прокуратуры, администрации города и, конечно, от еще одной группы проверяющих не будут в восторге. Но и не откажут: продемонстрируют процесс, продукты, ответят на вопросы, учтут пожелания.
Говорить о том, что специалистов комбинатов школьного питания не волнует сколько детей хотят кушать в школе, абсурдно хотя бы потому, что каждый отказавшийся от питания приносит минус к их доходам. Не говоря уже о профессиональной гордости. Нельзя забывать, что в этой сфере работает несколько тысяч оренбуржцев, большинство из которых, как любой нормальный человек, хотят видеть положительные плоды своего труда, в данном случае – сытых и здоровых школьников.
Государственное дело
Если государственную задачу по увеличению продолжительности жизни, а, значит, качественному питанию, оценивать по шкале «нравится – не нравится», то решить ее не удастся никогда.
— Мы, родители, убеждены, что организация детского питания – очень важный, актуальный вопрос, к которому нужен скрупулезный, системный подход, — считает председатель городского родительского комитета Елена Либкинд. – На уровне депутатов Государственной Думы РФ уже начали его обсуждать. Сейчас важно не разрушить систему школьного питания, которая создана в Оренбурге. Да, в ней есть отдельные слабые места. Говорить о масштабных проблемах и нарушениях нет оснований. Все претензии, вопросы, поступающие к нам или в администрацию школы сразу разбираем. Ничего не остается без внимания.
Воспитать ребенка означает не только дать ему образование, научить вести себя и обслуживать. Обеспечить растущий организм правильным питанием – задача не из легких, особенно в окружении гамбургеров и пицц. А потому объединять усилия необходимо не в поиске способов, как отказаться от школьного питания. Это – утопический путь, преступный по отношению к нашим детям.