Писан ли закон для сект?

Процесс по делу Веснина вновь вернул общественное внимание к проблемам сект и психологических центров. Но нужно ясно себе представлять, что подобные явления происходят в нашем обществе постоянно, просто часто мы этого не замечаем или не хотим замечать.

Давно пора поговорить об этой проблеме расширенно и серьезно.

Вопрос свободы совести и вероисповедания является базовой светской ценностью и закреплен в большинстве конституций стран мира.

Кроме декларации  многочисленных свобод, законодательства, в том числе и России, охраняют семью, психическое и физическое здоровье граждан, защищают их от мошенничества и обмана.

И если основные мировые религии и их конфессии за многолетнюю историю своей деятельности на территории Оренбургской области продемонстрировали  законопослушность, то новые религиозные организации сплошь и рядом элементарно нарушают закон. К сожалению, откровенно экстремистские организации действуют на религиозном или националистическом полях и, зачастую, имеют все признаки религиозного сознания тоталитарной секты.

Кто они?

Тоталитарная секта – это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной, а часто в полной, степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения вновь завербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.

И хотя секты делятся на псевдоиндуисткие, псевдобиблеские, культы «Новой эры» и т.д., в основе их деятельности лежит ряд общеродовых черт.

Для всех сект существует три уровня истины, зачастую противоречащие друг другу.

Первая истина для тех, кого вербуют. Например, «Свидетели Иеговы» приглашают людей изучать Библию.

Вторая истина для рядовых членов секты. Новые члены упомянутой секты с удивлением узнают, что теперь, они обязаны за свои деньги покупать печатную продукцию и распространять ее, с поквартирным обходом домов. Третья истина доступна только руководителям секты и очень часто включает в себя финансовые задачи по обиранию рядовых членов.

Главной задачей подобных групп является вовлечение новых членов. Для этого они не брезгуют таким приемом, как постепенным введением новообращенных в свою доктрину через так  называемые «фронтовые» организации. Здесь и курсы самоизлечения, характерные для  движения «Новой эры» или группы «рейки», и реабилитация преступников «Криминон» — в церкви саентологии, и даже бардовская песня – у неоязычников группы «Анастасия».

Есть еще один признак, по которому легко определяется адепт подобной религиозной организации. По личному наблюдению автора, независимо от вида секты, все сектанты ограничены в своих ответах двумя-тремя, реже – пятью, сентенциями. И как, и какие бы вопросы не задавались им, они с упорством заезженной пластинки ограничиваются именно этими стандартными ответами. Тем самым, производя впечатление психически травмированных людей.

Перечислим те группы, которые работали, работают или, как минимум, присылали своих эмиссаров в Оренбург и Оренбургскую область.

 «Церковь саентологии» («фронтовые» организации – Центр очищения (детоксикации), Центр дианетики, «Нарконон», «Криминон»);

«Белое Братство»;

Последователи учения Карлоса Кастанеды;

«Внутренний круг» последователей Порфирия Иванова;

«Рейки»;

Движение «Нью Эйдж», другие названия: «Новая эра», «Новый век», «Новое время», «Эра Водолея» («фронтовые» организации кружки теософии и изучения творчества Рерихов  и Блаватской);

«Бахаи»;

«Международное общество Сознания Кришны»;

Культ Сатья Саи Бабы;

«Трансцендентальная медитация»;

«Богородичный центр»;

«Свидетели Иеговы» («фронтовая» организация «Общество Сторожевой башни»);

Пятидесятники неохаризматического типа — «Движение веры» («Церковь жатвы», «Ковчег завета», «Церковь нового поколения» и т.п.);

Пятидесятники духоборческого типа – кулугуры (В Оренбургской области их почему-то неправильно называют мормонами и связывают с одноименной  организованной преступной группировкой);

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны);

Культ «Анастасии»;

Адвентисты Седьмого дня.

Отдельно можно назвать, так называемые, коммерческие культы – структуры многоуровневого маркетинга. Все они имеют явные признаки религиозного сознания. Более того, распространение  товаров и услуг через подобные сети ведет и к обману покупателей, и к психологической девиации продавцов.

Для последнего времени характерно создание огромного количества психологических, консультативных центров, школ самореализации, магических салонов, которые все используют элементы религиозной практики и методы психокодирования, характерные для тоталитарных сект, не относясь ни к одной напрямую. Они рассыпаны по Оренбургу и области, как горох.

Уже в 2000-х годах в Оренбурге была проведена масштабная акция – «Сила перемен», финансируемая рядом протестантских церквей Германии, с характерными признаками вовлечения новых адептов в тоталитарную секту. В их рекламных материалах речь шла о неких абстрактных христианах, без обозначения конфессий.

Буквально за последние годы в Оренбурге зафиксированы агрессивные рекламные кампании культа Светланы Пеуновой (т.к. партия «Воля») и странной, во многом религиозной группы «Преображение России».

Периодически активизируются Свидетели Иеговы и саентологии.  В городе и области отмечены  антисемитские, фашистские, исламские экстремистские действия. Тлеют скрытые внутриисламские конфликты.  

Как они приходят?

Если называть пути наступления и проникновения тоталитарных сект в наше общество, то можно выделить такие основные направления удара.

Фильтрация через СМИ. К сожалению примеров публикаций и эфиров с пропагандой сект и колдунов достаточно. Мониторинг подобных материалов не проводится. Далеко ходить не надо. Уважаемая, казалось бы газета из номера в номер публикует объявления некоего Знахаря (судя по всему, это псевдоним или фамилия) с предложением оккультных и медицинских услуг. Думается, никто не удосужился посмотреть лицензию этого эскулапа. Федеральная антимонопольная служба очень жестко следит за публикациями в газетах рекламы медицинских препаратов и услуг, но закрывает глаза на подобные публикации, если они касаются колдунов. Бояться они их что ли? «Сила перемен» рекламировалась в телевизионном эфире . Активно пытались  действовать через СМИ «Преображение России», партия «Воля». Примеры можно продолжать.

Фильтрация через власть. К сожалению, примеры этого есть и в нашей области. Один заместителей главы города – Евгений Терепин, в бытность Геннадия Донковцева мэром Оренбурга, был «Свидетелем Иеговым» и активно пользовался своей властью для проталкивания сектантских идей в СМИ. В прежней областной администрации, при Владимире  Елагине, проводился семинар «хаббардистов» (Церковь саентологии). Причем делалось это с подачи одного из заместителей главы –и высокопоставленного сотрудника областного Совета.

Фильтрация через образование. В начале 90-х в Оренбургском государственном университете (тогда, если не ошибаюсь, еще политехническом институте) чуть было не открыли Хаббард-колледж (Церковь саентологии). Оренбургское отделение центра саентологии возглавлял (возглавляет?) А.Ф. Колиниченко, последний первый секретарь обкома КПСС, ныне профессор ОГУ.   А в конце 90-х там же предоставили свои аудитории и даже ДК «Россия» в распоряжение бахаев (тоталитарная секта шиитского толка). Директора школ успешно сдают в аренду свои спортивные залы для проведения медитаций рейкам, например. Одно время для преподавания иностранного языка из США хлынул поток преподавателей, являющихся последователями различных сект. Нельзя забывать, что вначале 90-х многие оренбургские школьники стажировались в США, где жили в семьях приверженцев тех или иных тоталитарных культов.

Нам доподлинно известно, что при регистрации в Оренбуржье Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) услугами этих повзрослевших ребят воспользовались и сумели доказать, что и жители Оренбурга являются приверженцами мормонов.

Фильтрация через медицину. В областных лечебных учреждениях под видом благотворительной помощи пациентам пытаются действовать сектанты. Автору статьи известен, как минимум один наркологический центр, который использует практику «Нарконон» (Церковь саентологии).

Нельзя сбрасывать со счетов «народных целителей», колдунов и магов, которые открыто пропагандируют себя в СМИ, либо вовсе не имея, либо пользуясь подложными лицензиями на другой вид деятельности.

Фильтрация через культуру. Под видом культурных центров при библиотеках и Домах культуры создаются сектантские организации. Особенно преуспевают в этом сторонники «Нью Эйдж». Руководители Домов культуры, некоторых кинотеатров и тому подобных культурных учреждений, в погоне за прибылью сдают свои площади тоталитарным сектам для проведения регулярных собраний и различного вида шоу и сеансов.

Что они нарушают?

Парадоксально, но за соблюдением российских законов сектами, а зачастую, и экстремистскими организациями,  никто не следит. Или следит, да связываться не хочет. Сплошь и рядом сектанты используют медицинские практики, но медики (хотя бы специальный орган, ведающий медицинским лицензированием) никакого внимания на это не обращают.

В свое время автор обращался туда с предложением проверить медицинскую практику «одитинга» (Центр дианетики), на предмет правомочности ее проведения людьми без медицинского образования, но ответа так и не дождался.

В центре экстренной психологической помощи (телефон доверия), в свое время, автор с удивлением встретил адепта учения Порфирия Иванова. Предложения к психиатрам и психотерапевтам посетить заседания пятидесятников, с целью оценки ими суггестивных методик (внушения) приводящих к психотравмам, натолкнулись на преступное равнодушие  и нежелание (по их словам) углубляться в межконфессиональные разборки.

По некоторым данным, не только бывшие психиатры (как Веснин),  но и действующие, возглавляют некие психологические центры, в которых применяются опасные психометодики, приводящие к расстройствам психики, девиациям и даже самоубийствам.

Сектанты направо и налево проповедуют в государственных учреждениях, а прокуратура закрывает на это глаза.

Сектанты нарушают неприкосновенность частной жизни – ноль внимания.

На собраниях сектантов звучат прямые оскорбления в адрес традиционных религий, а та же  прокуратура делает вид, что разжигания межрелигиозной вражды в нашем городе нет.

Сплошь и рядом разрушаются семьи из-за того, что один из их членов вступил в секту, но власть предпочитает это не замечать.

Девушка, наслушавшись магнитофонных записей проповеди Саи Бабы и намедитировавшись, выбрасывается из окна (событие 90-х годов) – никто не понес ответственности.

Здесь перечислены лишь случаи, о которых лично известно автору. А сколько так называемых латентных преступлений сектантов? Куда, например, обратиться брошенному мужу, у которого сектанты увели жену? Или встревоженным родителям, у которых несовершеннолетний ребенок «крестился Духом святым» и пропадает на  сектантских собраниях?

Государственные органы, обязанные следить за выполнением российского законодательства, зачастую сами проявляют равнодушие в этом вопросе.

Тема деятельности представителей радикального ислама на территории Оренбургской области – предмет отдельного разговора. Автором собраны об этом определенные сведения. Несмотря на отсутствие в области и стране  печально известного Исмагила Шингареева, его дело живет и побеждает.

Необходимо еще раз отметить новую тенденцию внедрения групп использующих религиозную практику в оренбургское общество. Речь идет о большом количестве т.н. психологических, консультативных, организационно-деятельных групп, в том числе и группах самореализации.

Мониторинга их деятельности никем не проводится, а они активно пропагандируют себя, в том числе и через Интернет. 

Что делать?

Не преувеличивая проблемы, можно с уверенностью утверждать, что необходимость создания антисектантского и антиэкстремисткого центра в Оренбуржье давно перезрела. Хочется особо подчеркнуть, что инициатива в его создании должна исходить от светских властей. Медицинское, педагогическое и юридическое сообщества просто обязаны поставить перед властью эту проблему. К ее решению должны быть подключены прокуратура, соответствующий отдел ФСБ, антиэкстремистский центр МВД, администрации всех уровней, возможно политические партии.

Координатором подобных действий должен стать специальный общественный центр. Он должен тесно контактировать с правоохранительными и административными структурами, основными конфессиями края, но не быть от них в прямой зависимости или подчиненности. По существу, речь идет именно об общественном центре.

Может быть тогда, не станут повторяться события, подобные деятельности Веснина.