Первый «Москвич-400» был собран 67 лет назад

4 декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей (с 1968 года — Автомобильный завод им. Ленинского комсомола, АЗЛК) был собран первый легковой автомобиль «Москвич-400».

 

 

Максимальная скорость четырехместной «легковушки» составила 90 км/ч. Она представляла собой почти точную копию немецкого автомобиля «Опель-Кадет К38». Инициатором выпуска нового советского автомобиля выступил сам Иосиф Сталин. «Опель-Кадет К38» понравился Сталину еще до войны.

В 1940 году в Кремле состоялся показ зарубежных и отечественных легковых автомобилей. Двухдверный «КИМ-10», который был спроектирован по модели компактного автомобиля «Форд Перфект», вождю не понравился. А «Опель» его привлёк, именно таким представлялся Сталину народный автомобиль. Конструкторы соединили шасси Форда с кузовом четырехдверного Кадета и сделали два четырехдверных прототипа под маркой «КИМ-10-52». Во время Второй мировой войны реализацию проекта отложили.

По приказу Сталина, в июле 1945 года, из советской зоны немецкой оккупации в Москву вывезены оборудование и документация автозавода фирмы «Опель», на основе которых и был изготовлен «Москвич-400». С 1947 году началось серийное производство автомобиля. Любопытно, что государственные приёмочные испытания автомобиль прошёл «задним числом» — лишь в 1949 году, уже в ходе своего серийного производства. Всего было выпущено: 216 006 седанов, 17 742 кабриолета, 11 129 фургонов, соответственно 422 и 2 562 пикапов и фургонов 420Б.

 

«Москвичи» принимали активное участие и в спортивных соревнованиях — 1949 года завод выставил серийный «Москвич-400-420» на зимние гонки Москва — Минск — Москва. Результат — первое место в своем классе и всесоюзный рекорд на дистанции 1000 км — 83,8 км/ч. В апреле 1956 года 400-ое семейство уступило место на конвейере новой конструкции — Москвичу-402.

Интересные факты:

Машина фигурирует в басне Самуила Маршака «Меры веса» (1954), в которой символизирует невысокий статус советского писателя:

Писательский вес по машинам

Они измеряли в беседе:

Гений — на ЗИМе длинном,

Просто талант — на «Победе»,

А кто не сумел достичь

В искусстве особых успехов,

Покупает машину «Москвич»

Или ходит пешком. Как Чехов.

Среди простых граждан в середине 1950-х , «Москвич» котировался достаточно высоко и считался символом успеха. В повести С.Розанова «Приключения Травки» (1957) владелец мотоцикла, объясняя свою покупку знакомой, оправдывается: «Ну, это, конечно, не автомобиль „Москвич“, но все-таки…»

 

 

Тема «Москвича» была популярна и в частушках тех лет:

Подарила в лотерею

Куму свой билет кума.

Кум теперь «Москвич» имеет,

А кума сошла с ума…


По материалам calend.ru и открытым источникам