Особое поколение. Большая война в глазах маленьких детей

 

У Сергея Михалкова есть замечательные слова: «Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем…».  Прошло более семидесяти лет от начала тех грозных событий – а ведь это большой срок. Почти не осталось в живых ветеранов, их жён. Но живут среди нас те, кто во время войны сами были детьми.

Дети войны – это особое поколение, перенёсшее все ужасы войны, испытавшее на себе, что значит не знать детства и радости. Все мы читали о пионерах-героях, их подвигах, а ведь на территории многих сел Оренбургской области есть жители, которые относятся к категории «Дети войны». Своими воспоминаниями с журналистами газеты «Знамя труда» поделилась Нина Ивановна Галахова из села Ромашкино Курманаевского района.

Когда началась война, Нине Ивановне было почти 5 лет. Она вспоминает то раннее утро 1941 года, когда в их посёлке по всем улицам разносилось: «Началась война!»

В те годы её семья жила в Чкаловской области, станция «Меновой двор», посёлок Пугачи. Родители переехали из Пензенской губернии в Оренбургскую во время коллективизации. Было в семье 10 детей, но в живых остались только трое (девочки умирали в возрасте 2-3 лет): брат Григорий, 1921 года рождения, сестра 1939 года рождения и сама Нина Ивановна, 1936 года рождения.

Брат в 1939 году ушёл служить в армию, в Монголию. В 1940 году пришёл в отпуск на 10 суток, вернулся в армию и в 1943 году попал на фронт. Григорий мечтал стать учителем, но помешала война. Он прошёл всю войну, был трижды ранен и только в 1946 году демобилизовался. День Победы встретил в госпитале, в Праге (Чехословакия).

Нина Ивановна вспоминает один интересный случай, она его очень хорошо запомнила, хотя была маленькой девчонкой: брат проезжал на фронт через Чкалов и сообщил об этом родителям в письме. В нём он просил мать передать ему кирзовые сапоги. И в один из дней мать рано утром побежала на станцию, чтобы передать сапоги сыну, но не могла долго найти эшелон, бегала, спрашивала у всех о сыне. Потом кое-как нашла его, повидалась, передала ему сапоги.

Ещё об одном случае говорит со слезами на глазах Нина Ивановна:

Оренбургская (Чкаловская) область находилась в глубоком тылу, а через их станцию проходили поезда на фронт на Москву. Однажды на железной дороге случилась авария, поезд вёз раненых солдат в госпиталь. После этой аварии тяжелобольных и ещё пострадавших от аварии солдат срочно забрали в близлежащие больницы, а многих раненых солдат забрали люди к себе домой в поселок Пугачи для оказания им помощи в выздоровлении.

Детство Нины Ивановны выпало на военные годы. В 1944 году она пошла в первый класс. Как бы трудно ни было, дети получали образование. Родители как могли, старались, чтобы дети ходили в школу. Мать Нины Ивановны перешивала взрослую одежду на девочек. Иногда новую одежду шили из материала, который был предназначен для полотенец, эту одежду красили в синий цвет, вот так и получалось новое платьице. Отец делал тетради из старых книг, газет, и ученики писали в них между строк.

Нина Ивановна вспоминает: «Как же я была рада новому букварю, который мне купили на базаре. А деньги мама выручила от продажи молока, так как в нашем хозяйстве была корова. Вот с этим новым букварём я пошла в школу!»

– Ещё помню хлеб того времени, – говорит Нина Ивановна, – этот чёрный хлеб мама смешивала со жмыхом и пекла лепёшки. А однажды отец принёс с работы печенье. Его раздавали на его работе, на военном заводе, в честь праздника Октября. Так сестра из-за того, что хлеба в доме было очень мало, слёзно просила отца поменять печенье на хлеб. Но этого, конечно, сделать было невозможно.

Нина Ивановна продолжает свой рассказ: «Мама иногда подменяла на работе отца, так как он у нас был болен, но всю войну он проработал кочегаром на заводе, эвакуированном в Чкалов из Украины. При военном заводе была столовая. И маме иногда удавалось принести со столовой очистки от капусты и очень мелкую картошку. Картошку мама разрезала на две части и варила щи.

В нашем посёлке был колхоз. И мы, маленькие дети, ходили на колхозные поля собирать колоски. Тогда я не понимала, зачем нас заставляют это делать, но отчётливо помню слова старших: «Всё для фронта, всё для Победы!»

Много можно говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. И единственное о чём я прошу, чтобы люди всегда помнили и подвиг русских солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу, а также о детях, которые несли на своих плечах непосильный груз военных лет. Я хочу, чтобы больше ни одному ребёнку не пришлось пережить то, что пережили наши сверстники в годы Великой Отечественной войны.

Дарья Минеева, «Знамя труда», Курманаевский район