Оренбург в годы Первой мировой войны

11 ноября 1918 года Компьенским перемирием окончилась Первая мировая война, продолжавшаяся четыре года и три месяца. За это время погибли почти 10 миллионов человек, около 20 миллионов было ранено. 

Фото: kraeved.opck.org
 
Мобилизация в действующую армию была проведена в Оренбурге в августе—сентябре 1914 года – сразу после начала войны. На фронт отправили 8 пехотных полков, 2 артиллерийских дивизиона и 19 отдельных команд. Еще 18 конных полков, 47 сотен и 9 артиллерийских батарей выставило для армии Оренбургское казачье войско. Всего в первые полгода войны на фронт было мобилизовано около 100 тысяч оренбуржцев.
 
Первая Мировая, разумеется, внесла большие изменения в экономическую и социальную жизнь тыльного региона. Сокращались мелкие предприятия, на фабриках и заводах падала производительность. За станки встали крестьяне, женщины, подростки, военнопленные. Однако нельзя сказать, что абсолютно все предприятия пришли в упадок. Фабрики и заводы, которым удалось получить казенные заказы на обеспечение армии и флота вооружением, боеприпасами и продовольствием неплохо обогатились.
На чугунолитейном и механическом заводе Эверта в Оренбурге был размещен государственный заказ на изготовление 260 тыс. ручных гранат и 100 тыс. корпусов артиллерийских снарядов для 9-сантиметровых бомбометов, которые изготавливались в Главных мастерских Ташкентской железной дороги. Акционерное общество «Орлее» получило заказ на производство деревянных ящиков для гранат, снарядов и мин. Белорецкий и Тирлянский металлургические заводы поставляли армии колючую и телеграфную проволоку, а для казенных оружейных заводов — сортовое железо и сталь. Производство проволоки на этих предприятиях увеличилось за полтора года войны в 1,6 раза, железа и стали — в 2, а доходы их владельцев — в 5 раз, по сравнению с довоенным 1913 г. Заказы на изготовление обуви для армии получили 16 кожевенных заводов и мастерских губернии. Около 30 оренбургских, челябинских и троицких купцов обогащались на поставках в армию муки, мяса, масла и других продуктов питания.
 
Промышленные предприятия губернии, не обеспеченные оборонными заказами, вынуждены были свертывать производство из-за нехватки сырья, топлива, оборотных средств, поэтому их количество сократилось на одну треть.
Пострадала и сельскохозяйственная отрасль: сказалась мобилизация в армию наиболее трудоспособной части сельского населения, а также нескольких десятков тысяч лошадей. Во время войны в Оренбуржье значительно уменьшился ввоз и продажа сельскохозяйственных машин, сокращены посевные площади. В 1916 г. они уменьшились на 11% по сравнению с 1914 г.
 
Снизилась урожайность. Все это привело к уменьшению валового сбора зерна. В 1916 г. он составил в губернии 58% от уровня 1913 г. В итоге в 1916 г. на территории края возник продовольственный кризис. Цены в 1914—1916 гг. возросли в 3— 6 раз. Из продажи исчезли соль, сахар, мыло, табак, бумага. Ощущался острый недостаток хлеба и мяса. В 1916 г. в Оренбурге, Орске, Челябинске, Троицке и рабочих поселках были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты питания.
 
В результате притока беженцев, раненых, солдат, военнопленных население Оренбурга увеличилось в 1,5 раза и составило к 1916 г. 151 тыс. человек. В губернию начали прибывать тысячи беженцев из прифронтовых губерний. В течение 1914—1916 гг. только в Оренбург их прибыло 15,2 тыс. Города губернии стали местом разгрузки военно-санитарных поездов. В 1916 г. город принял 48 таких поездов с 23 тыс. раненых; были открыты 43 лазарета. Оренбург стал крупным центром формирования запасных частей и был наводнен войсками. Здесь находились запасные батальоны 104-го, 105-го, 238-го пехотных полков, 18-я пехотная и казачья артиллерийская бригады, 694-я Оренбургская пешая дружина, 3 роты ополченцев, 2 казачьи сотни, конвойная, караульная и дисциплинарная команды, школа прапорщиков, юнкерское училище. Для размещения войск (16,8 тыс. человек и 2 тыс. лошадей) городская дума выделила здания учебных заведений, театра, 4 кинотеатров, частные дома многих горожан. Для Оренбурга и других городов губернии в годы войны была характерна невиданная ранее скученность населения. Возник острый дефицит жилья, топлива, продовольствия, одежды.
 
Сократилась заработная плата рабочих. В 1913 г. их среднегодовой заработок составил 217 руб. (по России — 264 руб.), в 1915 г.— 280 (по России — 322). Рост цен обгонял прибавку в оплате труда, ухудшая и без того тяжелое материальное положение трудящихся. Газета «Оренбургское слово» сообщала в январе 1916 г.: «Если цены на продукты возросли за год в 4 раза, то заработная плата осталась на прежнем уровне, то есть в среднем, один рубль в день».
 
С началом войны на фабриках, заводах, мастерских Оренбургской губернии были введены жесткие законы военного времени об установлении 11,5-часового рабочего дня, запрете забастовок, митингов, рабочих собраний.
 
Под влиянием нарастающего кризиса и агитации в губернии в годы войны постепенно росло рабочее движение. Во второй половине 1914 г. в Оренбуржье состоялись стачки на Тирлянском заводе и на Кочкарских золотых приисках. В следующем 1915 г. было зарегистрировано уже 6 забастовок, в которых участвовало свыше 3 тыс. рабочих. В феврале бастовали 2 тыс. рабочих на Кочкарских золотых приисках. Всего в губернии произошло 12 забастовок, и все они носили активный, наступательный характер. В течение 1916 г. на Белорецком заводе, выполнявшем оборонные заказы, бастовали 4 раза, требуя улучшения материального положения. 15 декабря 1916 г. были прекращены работы в котельном, а затем и других цехах Главных мастерских железной дороги. Рабочие протестовали против увольнений и требовали повышения заработной платы. Выступление было прекращено только под угрозой отправки бастующих на фронт. Январь 1917 г. начался забастовками рабочих Белорецкого завода и Главных мастерских Ташкентской дороги.
 
Рост социальной напряженности в деревне вылился в стихийные выступления крестьянской бедноты. В разгар войны широкий размах получили и продовольственные волнения городского и сельского населения. Нехватка продуктов питания, перебои в отоваривании населения по продовольственным карточкам толкали бедноту на стихийные выступления.
 
В Оренбургской губернии, как и по всей России, в годы первой мировой войны сложился и нарастал острый социальный кризис.
 
По материалам "Истории Оренбуржья"— Ю.П. Злобин (уч. пособие, Оренбург 1996).