Октановое число уже не то. Оренбуржцы придумали народный знак качества для заправок

Качество и количество бензина, который заливают в авто на заправках в Оренбургской области стали темой большого круглого стола. Острый диалог автомобилистов, который родился на просторах социальных сетей, решили не оставлять без внимания и вынесли на обсуждение. Разговор получился серьезным и обстоятельным, выводы — конкретными и злободневными. 

В центре проблемы — потребитель, который сталкивается с некачественным бензином или недоливом на бензоколонке, автомобилист, который не знает, как действовать в ситуации, когда автомобиль “встал” после очередной заправки, а ремонт обошелся в круглую сумму, а он ведет неуверенный диалог с продавцом топлива.

За последнее время это, пожалуй, первая попытка, масштабно заговорить о проблеме в регионе. Она собрала экспертов — общественников, специалистов Роспотребнадзора и Росстандарта, юристов, представителей автосервисов, ученых и самих владельцев заправочных сетей.

— Основная проблема в том, что по сути мы сегодня не можем проверить качество топлива, которое нам заливают в бензобак автомобиля, — отметил организатор круглого стола, общественный деятель Владимир Данильчук. — Это достаточно дорогостоящая процедура, на которую пойдет не каждый автолюбитель, заподозривший что-то на заправочной колонке. С другой стороны, сложилась такая ситуация, что и поставщиков топлива в регионе никто особо не проверяет, эти функции разделены между двумя ведомствами. Полноценного контроля за этой отраслью нет.

“Темные” истории

Оренбуржцы оказались весьма сдержанными на жалобы в различные инстанции, если дело не идет об ущербе в сотни тысяч рублей. За последний год в региональный Роспотребнадзор не поступило даже десяти заявлений по теме некачественного бензина. В ведомстве этому есть вполне разумное объяснение.

Только с 1 января 2019 года Роспотребнадзору дают право осуществлять контрольные закупки на автозаправочных станциях. До этого функции контролера исполнял Росстандарт.

— Такое маленькое число обращений потребителей, конечно, связано с тем, что они просто не знают и не могут подсчитать, обманули их или нет. Подозрения есть, но доказательств никаких нет, — отметил заместитель начальника отдела прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Михаил Журавлев.

В числе тех, кто не пошел жаловаться и искать правды по инстанциям оренбуржец Михаил Зиновьев. Перед командировкой его внедорожник заправили на 84 литра, хотя технические характеристики позволяли максимально наполнить бак только 80 литрами.

— С фиксацией таких нарушений большая проблема. В первую очередь, нужно обратиться к администратору, если никаких действий нет, то в письменном виде в двух экземплярах направить претензию в адрес компании, реализующей топливо. И потребовать проведение контрольного замера. Соответственно, вам должны выдать сухой и чистый мерник, в который заливается бензин. Вопрос можно закрыть на месте, но если представитель компании отказывается это делать, то здесь уже проблема, потому что зафиксировать самостоятельно нарушение практически нечем и нужно обращаться в правоохранительные органы, — пояснил Михаил Журавлев.

Еще один автомобилист Виктор Михайлович рассказывает о том, как на одной из федеральных сетей заправочных станций в Оренбуржье колонка перед заправкой автомобиля фиксировала залитые 200 миллилитров бензина, а это ни больше, ни меньше, почти 30 копеек. Мужчина настойчиво пробивал чек трижды, но каждый раз при старте автоколонка показывала вместо нулей 200 миллилитров.

— Спорить было бесполезно. Продавец на месте мне ничего толком объяснить не мог, только передал телефон главной компании, но и там, дозвонившись, вразумительного ответа я не получил. На этой заправке в день заправляются сотни автомобилей и вряд ли кто-то обращает внимание на эти миллилитры, а это приличная сумма за день набегает, — посетовал автомобилист.

Как показывает статистика, 99% оренбургских автомобилистов не готовы тратить деньги и время, чтобы доказать недолив 300-400 миллилитров. Не пойдут по инстанциям оренбуржцы и ради двух литров. Опытные юристы объясняют это тем, что система контроля за количеством отпускаемого топлива действительно достаточно сложная. Сдвинуть дело с места могут лишь колоссальные потери.

Поршни горят

По теме качества бензина есть что сказать автосервисным мастерским. Сердце автомобиля — двигатель — главный показатель. За круглым столом руководитель ООО “Мастер Гарант” Павел Карагодин демонстрирует сгоревший поршень внедорожника “Land Cruiser”. Ремонт обошелся собственнику в круглую сумму — более полумиллиона рублей. И это после 60 тысяч километров пробега.

 — Такой двигатель должен ходить 500 тысяч километров. Поршень просто сгорел от высокой температуры. Первое – это забилась топливная система, забился фильтр, его поменяли, но не помогло. Второе — забились форсунки, и они тоже очень дорогие на автомобили такого класса. Потом сгорел сам поршень. Каждый раз, когда нам пригоняют в сервис автомобили, нужно понимать, что 20% финансовых потерь клиент несет из-за некачественного топлива, — объяснил Павел Карагодин.

Но и здесь взаимоотношения по схеме “покупатель — продавец” достаточно сомнительные. Пока нет серьезного ущерба автомобилист не будет обивать пороги ведомств и лабораторий. Но если случилось, то здесь схема простая.

— Необходимо сохранить чек. Второй момент — фиксация качества топлива. И вот здесь мы снова сталкиваемся с проблемой. В области нет с аккредитованных лабораторий, которые работают с физическими лицами. Ближайшая находится в Казани. Минимальная стоимость такой экспертизы — около 20 тысяч рублей, — рассказывает адвокат Алексей Сергеев.

Тему качества и аккредитованных лабораторий поддерживают в Оренбургском Центре стандартизации, метрологии и испытаний. Там подчеркивают, насколько щепетильными и хрупкими кажутся взаимоотношения продавцов топлива и покупателей без экспертного мнения и оценки.

— У нас в системе заложена презумпция невиновности поставщика, соответственно нет системы технического регулирования, доказывающей качество топлива. Была когда-то нефтяная инспекция, которая всем этим занималась, но в 2003 году ее ликвидировали и все. Отрасль осталась без должного надзора, — подчеркнул директор Центра Сергей Бойко.

Оставили без внимания

Большая часть претензий, о которых заявили во время круглого стола касается крупных игроков на рынке. Федеральные сети поглощают мелкий и средний региональный бизнес, устанавливают правила. Из 21 тысячи заправочных станций в регионах России, 7000 принадлежат вертикально-интегрированным холдингам.

Из работающих на территории Оренбургской области компаний на диалог с общественниками и экспертами решились лишь некоторые. В их числе “Ростанефть”, “Exoil”, “Атлант”, “Газпромнефть”. Тройка федералов скромно отмалчивалась пустыми креслами. Хотя официально о встрече представители были уведомлены, однако долгая цепочка согласований, потеря интереса к теме или какие-то другие факторы помешали им вмешаться или разъяснить ситуацию.

Между тем, вопросов у участников было достаточно. Особенно интересовало общественников так называемое супер-топливо, которым сегодня “кормят” автомобилистов. Приставки “Atum”, “Экто”и “Евро 6” — это часть маркетингового хода крупных компаний или действительно качественное топливо? Откуда берутся эти компоненты в ГОСТовском бензине? Чем они улучшают ходовые качества автомобиля?

— Наша сеть АЗС представлена в Оренбургском области и проблемы с качеством поставляемого топлива есть. И здесь не столько не доверяешь себе, а хочется проверить завод, а то ли нам продали на самом деле? Мы здесь тоже потребители и несем ответственность за услугу, которую предоставляем, — уточнил руководитель сети АЗС “Ростанефть” ОренТЭК56 Егор Чепурин.

— По правилам и нормам, на каждую машину, отправляющуюся с завода к нам, выписывается паспорт качества, в котором указывается объем, плотность продукта, температура, октановое число, экологический класс топлива, — рассказал начальник АЗС ООО “ГЭС розница” Александр Пудовкин. — Но при нас лабораторных анализов не делают.

— Мы являемся сферой услуг и мы заинтересованы в хорошей работе с клиентом. Это наш “хлеб”. Буквально за два дня мы собрали отзывы на одной из заправок. Опросили около 2000 человек. Люди довольны нашей работой. Ведь наши заправки в большинстве своем в сельских населенных пунктах. Наша сеть АЗС, к примеру, работает в селе Кубанка под Переволоцком. И раньше люди за 55 км ездили заправляться, — рассказал директор ООО “Атлант” Анатолий Шабанов. – Но, в последнее время, вот этот негатив. Люди, насмотревшись роликов в социальных сетях, хамят на заправке и это приобретает массовый характер. Так тоже нельзя. Нам в таких условиях очень нелегко приходится работать.

Народные “звёзды Мишлена”

Бесконечно подсматривать или контролировать за процессами на АЗС Оренбургской области ни один из общественников и экспертов не готов. Горячая тема рискует остаться незамеченной для самих потребителей. Важная цель для организаторов — определить стратегию дальнейших действий и вот здесь принимается необычное решение.

— У нас такое предложение — сделать в Оренбуржье народный знак качества для заправок. Если можно так сказать, провести добровольную сертификацию АЗС региона, раздать “звезды лояльности” тем, кто работает в этом бизнесе, — предложил Владимир Данильчук. — Для этого можно выработать общие критерии и нужно согласие всех участников рынка.

Местные “звезды Мишлена” автозаправочным станциям планируют вручать после определенной проверки. По ним, оренбургские автомобилисты смогут ориентироваться в качестве и количестве залитого в бак бензина. Это своеобразный региональный народный знак доверия. Пока эта концепция только обсуждается. Возможно, Оренбургская область станет первой в этом опыте среди регионов России.