О ценностях и целях оренбургской молодежи
Каждый год департамент молодежной политики Оренбургской области публикует доклад «Молодежь Оренбуржья: тенденции изменения и развития». В серии материалов
RIA56 расскажет, какая она – современная молодежь, чем гордиться, на что ориентируется и чего ждет от будущего. Начнем с самого главного – с ценностей.
Большинство молодых людей Оренбуржья (71%) сегодня уверены, что у человека должна быть цель, которой он посвятит всю свою жизнь. Пять лет назад эта цифра была на 9% больше, что, с одной стороны, может означать снижение интереса к собственному будущему, а с другой, свидетельствовать о возрастающем прагматизме, стремлении жить сегодняшним днем и решать текущие проблемы. При этом проблемами далекого будущего озабочены в большей степени люди с заработной платой от 15 до 25 тыс. рублей – так называемый «средний класс». Как поясняют авторы доклада С. Иваненков и А. Кусжанова, выше и ниже лежащие группы либо еще не приобрели, либо уже потеряли желание думать о перспективах. Одни – в силу того, что надо как-то выживать и думать о хлебе насущном, а другие – поскольку уже имеют все, благодаря родителям. Получается формирование «среднего класса» есть, как минимум, путь от сиюминутного прагматизма к ориентированию на «цель всей жизни» (в интерпретации авторов доклада это означает еще и решение части проблем молодежи, а через нее и всей страны).
Что касается конкретных ценностей, то у молодежи, как и пять лет назад, на первом месте стоят приватные ценности и, прежде всего, благополучие семьи. Однако по сравнению с 2007 годом, сегодня молодые люди больше ценят наличие хороших друзей и высокое материальное положение. Пять лет назад эти показатели занимали пятое и четвертое места соответственно. В 2012 году – второе и третье. Чуть меньше молодежь заботится о здоровье. В целом же распределение ценностей довольно адекватное, хотя заметен некоторый перевес приватных ценностей над общественными, что по утверждению исследователей еще один признак прагматизма молодежи.
Очень показательно невысокое положение такой ценности как Родина. Причем невысокое оно во многих регионах России. В оренбургском исследовании системы ценностей молодежи Родина оказалась на восьмом месте. Она уступает любви, личному благополучию и активной жизни, зато выше счастья любимого человека, свободы и высокого общественного статуса. То, что такое положение не случайность, можно утверждать определенно, так как за пять лет позиция Родины в рейтинге почти не изменилась. Авторы исследования подчеркивают: «Это реальная социальная проблема молодежи!»
Единственный смягчающий момент: сегодня Родина в шесть раз менее значима, чем личное благополучие, в то время как пять лет назад перевес был в 27 раз. Если это тенденция, то весьма благополучная. Еще одно подтверждение – разное отношение к Родине в зависимости от возраста. Среди молодежи от 14 до 22 этот показатель куда выше, чем у старших когорт. Это полностью можно объяснить тем, что их детство пришлось на «лихие девяностые», и, возможно среди «новой молодежи» ценность Родины будет выше. Ведь эти самые ценности, как известно, – один из самых важных источников мотивации поведения. Если свое поведение молодежь начнет объяснять словами «моя хата с краю», то о благополучном государстве не будет идти и речи.