НПО, прощай и… здравствуй!

Реформа профессионально-технического образования, начатая в области в 2012 году, завершится 1 сентября этого года, когда вступит в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». По этому закону уровень начального профессионального образования упраздняется.

Внимание, цитата: «В условиях развития инновационной экономики, изменения параметров рынка труда, особенно в рамках реализации антикризисных мер, роль учреждений среднего профессионального образования в подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов будет неуклонно возрастать, повысится их роль и в деле переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников различных отраслей». Догадались, чьи слова? Премьер-министра России Владимира Владимировича Путина. Нет, мы ничего не путаем, это было сказано в 2009 году, когда должность и имя руководителя государства соответствовали друг другу.

Хотя, вычеркни слова про кризис, и вот уже вполне актуальная фраза.

Мифология…                                                        

Вообще-то, федеральная власть в силу отдаленности от провинции склонна к некоторой мифологизации того, что происходит в стране. Напомним не такой уж давний миф о том, что, дескать, все, пора, слезаем с сырьевой иглы. Сейчас он несколько подзабылся, но вторая его часть, про инновационную экономику, оказалась более жизнестойкой. Правда, не менее мифологичной, чем первая. До сих пор обыватель так до конца и не понял, мы уже живем в условиях развития инновационной экономики или еще не живем. А вот эксперты уже начинают тревожиться о состоянии российской экономики. А оно, это состояние, не ахти. Хотя Оренбуржье в этом отношении выглядит на общероссийском фоне не так уж плохо и даже получше некоторых «более крутых» субъектов Федерации.

Так к чему это мы про мифы? А к тому, что инновационной экономики никто еще в глаза не видел, а вот кадры для нее ковать придется уже с 1 сентября. Это закон, а законы мы не обсуждаем.

…и реалии современности

С другой стороны, миф суть сказка. А те читатели, кто постарше, прекрасно помнят популярную некогда песню, в которой пелось, что «мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Была еще и с такими словами: «Почему, дружок? Да потому, что я жизнь учу не по учебникам. Просто я работаю, просто я работаю волшебником, волше-бни-ком». Но хватит ерничать, поговорим о реалиях.

Вот, например, данные областного минтруда. С начала года в службу труда и занятости населения региона в поисках подходящей работы обратились 18 600 человек. В этот же период работодателям требовалось более 35 500 работников, причем 78% вакансий составляли рабочие профессии.

На 1 мая потребность предприятий в рабочей силе составила 16 416 человек, что на 1000 вакансий больше, чем на Первомай прошлого года. В это же время в поисках работы находились 13 697 человек, или на 10,9% меньше, чем в 2012 году. Из этих ищущих работу 11 719 (на 15,6% меньше, чем в прошлом году) человек числились в официальных безработных.

Минтруда сообщил, что повышенным спросом со стороны работодателей пользуются такие специальности, как водители, каменщики, монтажники, продавцы, повара, плотники, слесари, токари, трактористы, швеи, штукатуры, электромонтеры, электрогазосварщики, операторы станков с ЧПУ, специалисты сельского хозяйства и другие рабочие профессии, в том числе не требующие квалификации — грузчики, дворники, кондукторы, разнорабочие, уборщики производственных помещений.

Из специалистов самыми востребованными оказались страховые агенты, менеджеры, воспитатели, врачи, медицинские сестры, фельдшеры, но речь у нас не о них.

О вакансиях рабочих-специалистов минтруда сообщал факты прямо-таки удивительные. Например, в Бугуруслане искали и не могли найти 30 электриков участка и 20 токарей, предлагая им зарплату на уровне 45 тысяч рублей. В Бузулуке требовались токарь и электромонтер по обслуживанию буровых с окладом в 65 тысяч рублей.

Это притом, что, в гайский детский сад пытались заманить младшего воспитателя с оплатой от 5205 рублей в месяц, столько же, сколько предлагали разнорабочему в администрации Первомайского поссовета Оренбургского района и рабочему по благоустройству в орской гимназии. Почувствовали разницу? Как вам примеры?

По словам министерских работников, специалисты требовались всегда и зарплаты им предлагались хорошие, часто очень хорошие. Но дефицит квалифицированных рабочих давно приобрел хроническую форму. А где их готовят? Вот мы и дошли до системы НПО и СПО.

Приказано жить долго

C 1 сентября Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» упраздняет уровень начального профессионального образования. К этому сроку большую часть учреждений НПО оптимизируют. Но не загубят на корню, а присоединят к учреждениям среднего профессионального образования, а часть учреждений-отличников переведут на ранг выше, реорганизовав в учреждения среднего профессионального образования.

Собственно, реформирование системы профессионального образования в Оренбуржье началось еще в 2012 году. Здесь свою роль сыграла демографическая ситуация. Если несколько лет назад количество учащихся НПО в Оренбуржье превышало 25 тысяч человек, то сегодня их численность не дотягивает до 15 тысяч. Поэтому перегруппировка образовательных учреждений профессионального образования, закрытие и объединение ОУ с устаревшей материальной базой — это необходимость.

Но, по сути, НПО сохранится, хотя и потеряет статус самостоятельной ветви профобразования. Просто среднее профессиональное образование будет включать в себя два уровня образовательных программ: подготовку квалифицированных рабочих и служащих (то, чем раньше и занималось НПО) и подготовку специалистов среднего звена.

В министерстве образования особо отметили, что реорганизация ни в коем случае не означает сокращение материальной базы системы СПО, а только ее улучшение и оснащение новым учебным и рабочим оборудованием. Сохранится и социальная функция вновь образованных образовательных организаций, ведь в них учатся и будут учиться немало сирот и подростков, оставшихся без попечения взрослых.

А вот ориентированность учебных программ изменится не только в плане соответствия новым федеральным образовательным Госстандартам, но и в плане соответствия запросам экономики Оренбуржья. Чтобы, наконец, победить дефицит квалифицированных рабочих — золотых рук, которые всегда были, есть и будут на вес золота. Это мы на полном серьезе.

Справочно:

По данным министерства образования Оренбургской области, в процессе оптимизации учреждений НПО часть из них войдут в структуру техникумов и колледжей, а пять наиболее успешных учебных заведений перейдут в статус учреждений среднего профессионального образования. Это ПУ № 62 (с. Шарлык), ПУ № 51 (п. Акбулак), ПУ № 68 (с. Ташла), ПЛ № 43 (г. Ясный), ПЛ № 23 (г. Орск).

Реорганизация повлечет за собой сокращение 229 административных работников системы НПО. Численность работников, задействованных в процессах образования и профессионального обучения, сокращаться не будет.

В целях улучшения качества подготовки кадров и рационального использования бюджетных средств в 2012 году ПЛ № 2(г. Орск) был присоединен к Торгово-технологическому техникуму, ПУ № 32 (п. Новоорск) и ПУ № 35 (п. Энергетик) — к Орскому техническому техникуму им. А. И. Стеценко, ПУ № 69 (с. Асекеево) — к профессиональному училищу № 19 (г. Бугуруслан), ПУ № 67 (с. Кардаилово) — к ташлинскому ПУ № 68 (сменит статус на организацию СПО).

Кроме того, в 2012 году был изменен статус трех учреждений НПО, ставших учебными заведениями СПО: ПЛ № 10 (г. Оренбург) стал Нефтегазоразведочным техникумом, ПЛ № 47 (г. Оренбург) — Гуманитарно-техническим техникумом, ПУ № 57 (г. Соль-Илецк) — Соль-Илецким индустриально-технологическим техникумом.