Непчеловечное отношение. От чего гибнут пчелы и подорожает ли мед в Оренбуржье
В нынешнем году во многих регионах России (Оренбургская область — исключение) массово гибнут пчелы. Это уже похоже на настоящее бедствие. Пчеловоды в один голос говорят о том, что вымирание пчелиных семей – это результат безответственного отношения государственной власти и фермеров к пчеловодам.
Президент Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков пчелопродукции, заведующий кафедрой пчеловодства Тимирязевской сельхозакадемии Альфир Маннапов подсчитал, что с учетом гибели шестидесяти процентов всех пчел государство может потерять больше триллиона рублей! Однако потеря пчелосемей, на восстановление которых уйдут годы, это гораздо более серьезная проблема. За последние 10 лет численность пчелосемей в России сократилась почти на 20%.
Среди тех регионов, которые оказались в зоне массовой гибели пчел, оказались и расположенные неподалеку от Оренбуржья: Башкортостан, Татарстан, Саратовская область. Территория бедствия простирается от Ставропольского края до Алтая.
Вовсю в народе пошли разговоры, мол, Ванга предсказала, что после вымирания пчел вымрет и человечество. Но что там предсказательница – некогда сам великий Альберт Эйнштейн заявил, что если пчелы вымрут, то через 4 года после этого вымрут и люди. Откуда такие утверждения? Скорее всего, это преувеличение. Пчелы, конечно, прекрасные опылители многих культур, но те же рожь, пшеница, рис опыляются порывами ветра. Однако работа пчел дает человечеству треть всего объема продовольственных ресурсов. Без насекомых-опылителей не станут расти орехи, дыни и ягоды, пчелы способствуют опылению цитрусовых, яблок, лука, капусты брокколи, кабачков, фасоли, перца, баклажанов, огурцов, помидоров, бобов и многих экзотических плодов.
Россельхознадзор связал массовую гибель пчел в ряде регионов с бесконтрольным применением пестицидов, хотя до этого среди вероятных факторов назывались распространение сотовой связи и изменение климатических условий. Представитель ведомства отметил, что из года в год ситуация с гибелью пчел ухудшается. Последние 8 лет в Российской Федерации не контролируется производство, хранение, реализация и применение пестицидов и агрохимикатов. По мнению специалистов, причина вымирания пчелосемей заключается в несвоевременном информировании пчеловодов о времени, месте и характере химических обработок посевов.
На рынке покупатели заговорили о предстоящем повышении цен на мед, а некоторые из хозяйственных бабулек начинают закупать медок про запас. Насколько эти опасения реальны? В чем причина, по мнению самих пчеловодов? В массовой гибели пчел? Насколько пасечники удовлетворены первой качкой меда?
Любовь Егунова, пчеловод западного Оренбуржья:
– Проблема на слуху. Держу связь со многими пасечниками России, поэтому знакома с ситуацией не понаслышке. До сих пор перед глазами видеоролик из Чувашии, где пчеловод буквально рыдает над ульями с погибшими пчелами. Аж дрожь берет! Печально. Как такое стало возможно? Почему не отработано взаимодействие аграриев? У нас на отдельных полях тоже применяется химическая обработка посевов, но она выдерживается по нормативам.
Если говорить о пчелах, то это великие труженики; смотря на них, сама ощущаю дополнительные силы. О пчелином диагнозе заболевания пчеловодам и говорить не надо! В нашем северо-западном регионе Оренбургской области (пасека находится в лесном Александровском районе) нет эпидемии вымирания пчел. Они у нас трудятся, как заводные. Но сезон не слишком задался, потому что зимовка прошла не очень хорошо, да и многие ночи до сих пор холодные. Первая качка меда получилась небогатой. Надеемся на следующую, потому что зацвели гречиха и подсолнечник, медоносные растения. Многое будет зависеть от дальнейшей погоды.
Думаю, что цены на мед могут вырасти к осени из-за общих проблем со сбором меда в стране. Но делать прогнозы не стану. В настоящее время трехлитровая банка меда на рынке стоит 1 200 рублей, один килограмм, соответственно, в пределах 300-400 рублей. Эта цена – прошлогодняя. Мы с пасеки поставляем по заказу мед покупателям в Орск и Новотроицк, постоянно участвуем в осенних ярмарках в Новотроицке и «Меновом дворе» в Оренбурге. Откровенно скажу, что пчеловодство – это состояние души. Ну и, несомненно, приработок. Мы, сельчане, живем, как говорится, с огорода, занимаемся животноводством и пчеловодством.
Сергей Сапрыкин, пчеловод Орска:
– Считаю, что вымирание пчелиных семей – это безответственное отношение государственных органов власти и фермеров к пчеловодам. Несколько лет назад в Оренбуржье собирались создать Ассоциацию пчеловодов, многие из нас проявили интерес, но идея тихо заглохла. А ведь при наличии ассоциации мы могли бы защищать свои права! Раньше, когда многие из орчан обустраивали пасеки в Зилаирском районе Башкортостана, нас всегда агроном предупреждал о проводимых обработках полей химикатами. Мы закрывали пчел в ульях на несколько часов. Сейчас применяют химикаты без всякого предупреждения, уверяя нас, что они безвредны. Мы так не считаем. В Башкортостане стали требовать сдачи анализов по пчелам дополнительно на территории республики, хотя мы сдаем их в Оренбуржье.
Существуют и другие проблемы. В нашем регионе ведь практически отсутствуют медоносы – гречиха, подсолнечник. Приходится выезжать на расстояние 220-230 километров от города. В этом году свою пасеку я расположил в районе Новочеркасского Саракташского района, где высажена гречиха на площади 120 гектаров. Здесь работает более тысячи пчелиных семей. Слишком много, ведь по нормам необходимо расположение трех семей на один гектар. При этом мы не всегда находим взаимопонимание с фермерами. А еще поля буквально оккупировали крупные бабочки, потом пошел суховей и нестерпимая жара. Все это играет против нас!
В нынешнем году пока лишь подсчитываем расходы – 18 тысяч рублей стоило перевезти ульи на пасеку, плюс многие другие траты. Всего набежало порядка 110-120 тысяч рублей. Окупятся ли труд и вложения? Есть большие сомнения. Однако цена на мед, мне кажется, в нашем регионе не вырастет. Уже года три она остается стабильной – примерно 350-400 рублей за килограмм. В наш город часто везут мед пчеловоды со всех сторон, а вот покупательная способность населения заметно упала. Во время проведения ярмарок цена меда падает на порядок. Реализация его для орских пчеловодов остается одной из проблем, но и бросать, пчел, которыми занимаюсь почти 30 лет, не могу в силу устоявшейся привычки и любви к большим труженикам полей.
Константин Мусафиров, «Орская газета».