Немалый бизнес. Какие законы изменят российское предпринимательство?

На отток и приток капитала влияет конкурентоспособность национальной правовой системы, в том числе региональные гарантии. Эксперты оценили московские меры.

Жизнь малого и среднего бизнеса в России никогда не была легкой. Впрочем, очевидны и попытки властей изменить ситуацию, вводя институт бизнес-омбудсмена, налоговые каникулы или ставя задачу по продвижению РФ в мировом рейтинге делового климата, пишет «Вечерняя Москва«.

— В Москве поддерживающих мер довольно много. Одна из главных — режим имущественной поддержки. Город сдает в аренду помещения, и даже максимальная ставка — ниже коммерческой, — говорит член Совета Московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов. — Это особенно важно для предпринимателей с низкомаржинальным бизнесом — например, по оказанию бытовых услуг. Вторая, по мнению Несветова, важная мера — поэтапное повышение ставок налога на имущество. Согласно федеральному законодательству, налог должен был вырасти с 1,5 до 2 процентов. Но Москва пошла навстречу пожеланиям предпринимателей, и в 2019 году налог вырос всего на 0,1 процента. С таким же «шагом» он будет расти в течение пяти лет, чтобы избежать резкой нагрузки на бизнес.

Третья важная мера — максимальное упрощение регистрации бизнеса (подробнее: http://ooo-registracya.ru).

— Стало меньше ненужного регулирования всего и вся, меньше административных барьеров, — пояснил Дмитрий Несветов. — Многие вопросы можно решить в электронном виде или в режиме «одного окна». Если бы федеральные власти были так же позитивно внимательны к бизнесу, работать было бы проще.

Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев, добавляет: — Во взаимоотношениях двух субъектов есть долгосрочные и краткосрочные стратегии.

В отношении федеральных властей и бизнеса, к сожалению, сейчас преобладает стратегия краткосрочная. Увеличен НДС, повышаются акцизы на топливо, а с ними и издержки бизнеса. В краткосрочной перспективе это даст положительный эффект — пополнится федеральный бюджет. В долгосрочной эффект будет отрицательным — какой-то бизнес «съежится», какой-то исчезнет совсем, не сумев остаться на плаву в новых условиях. Власти Москвы во взаимоотношениях с бизнесом применяют долгосрочную стратегию: они предпринимателей стараются всячески поддерживать.

Как пояснил Кудрявцев, малый и средний бизнес — это не только новые рабочие места и налоги в городской бюджет.

— Мелкие и средние коммерсанты составляют средний класс. Они не вывозят прибыли за рубеж — у них таких денег просто нет. Большую часть заработанного они тратят здесь же: покупают квартиры, машины, ходят в рестораны — загружают сферу услуг, чем стимулируют развитие города.

Михаил Мандалян, председатель Комитета МТПП по вопросам развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, рассказывает: — Лично меня радует, что власти Москвы к нам прислушиваются. Вот один из последних примеров: в Москве в свое время ввели торговый сбор. Его размер зависит от географии торговой точки, но даже центр столицы очень разный по проходимости и обороту. В итоге Департамент экономической политики к нам прислушался и размер сбора пересмотрел.

Эксперты сошлись во мнении, что в плане поддержки малого и среднего бизнеса Москва сегодня — лидер среди российских регионов и готова делиться удачным опытом.